12.02.2024 год урок литературы 8 - А класс
Ребята ! Начинаем урок литературы.
Двенадцатое февраля
Классная работа
Тема. Поэзия I половины ХХ века
Стихотворения М. Цветаевой, Б. Пастернака
Основные темы, мотивы и образы
Вступительное слово учителя.
Есть люди, без которых невозможно представить себе мир, жизнь, искусство, и именно им выпадает тяжелая доля делать наш мир лучше, добрее, интереснее, делать людей людьми. Сегодня начинается наше знакомство с 2 выдающимися явлениями русской и мировой поэзии – творчеством М.Цветаевой и Б.Пастернака. Их связывало очень многое: время, в котором они жили, личные отношения (они были дружны в жизни), схожесть судеб, очень трудных, трагических. Мне очень хочется, чтобы вы открыли для себя этих поэтов, полюбили их творчество. А для того, чтобы любить поэзию, наверное, надо интересоваться поэтом, его судьбой.
Итак, страница первая нашего урока – Судьба и поэзия Марины Цветаевой
Литературная композиция о судьбе М.Цветаевой.
- «Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем я говорю – Душа – есть повсюду - вечно»
(М.Цветаева. Слово о Бальмонте)
-Она прожила менее полвека, начала серьезно заниматься поэзией в 16 лет и за 3 десятилетия непрерывного, напряженного труда оставила такое материальное наследство, с которым по духовной напряженности и масштабу мало что может сравниться в культуре 20 века.
Все перипетии человеческой судьбы предугадать не дано никому. Кто мог представить, что именно этой московской гимназистке из профессорской семьи, выросшей в центре старой Москвы и проводившей лето на живописных старорусских холмах, доведется стать трагическим поэтом великой силы? ЕЕ путь был очень непростым. Живя в сложное время, Цветаева во главу своей жизни поставила труд, работу поэта. Невзирая на часто нищенское существование, многие бытовые неурядицы и трагические события, буквально преследовавшие ее: смерть близких, войны, эмиграция, непонимание и враждебность. Но через все – «нельзя … заставить поэта обойтись без стихов.
а) Чтение стихотворения «Я счастлива жить образцово и просто…» ( найдите в Интернете )
- «И вот результат – сотни стихов, пьесы, более 10 поэм, критические статьи, проза, в которой Цветаева сказала все о себе сама.»
- Чтение стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»( Интернет )
-Так какой она была?
Кто создан из камня, кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и надгробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!
Беспомощна не была никогда, но всегда беззащитна. Снисходительная к чужим, от близких – друзей, детей – требовала как с самой себя.
Считалась с юностью, чтила старость, к людям труда относилась – неизменно – с глубоким уважением собрата. Была человеком слова, человеком действия, человеком долга
Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Сама Марина писала «Возьмите мои стихи – это и есть моя жизнь»
б) Прочитайте стихотворение " Красной кистью рябина зажглась"
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
в) Анализ стихотворения «Красною кистью рябина зажглась…»
Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи ее можно узнать безошибочно – по особому распеву, неповторимым ритмам, интонации. Давайте еще раз обратимся к стихотворению «Красною кистью рябина зажглась…»
- На каких образах построено стихотворение?
Красная кисть рябины, листопад, колокольный звон, суббота – конкретные предметные образы.
- Имеет ли то же конкретное значение образ в последней строфе?
Нет, в последней строфе образ рябины превращается в символ, «знак судьбы». Рябина, пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и грозившей уйти в забвение.
-У Цветаевой стихи построены не только на образе, но и на звуке. Какие звуки преобладают в стихотворении?
К, р, л, с – именно они помогают создать картину яркую, запоминающуюся, зримее передать образ – аллитерация.
-Обратите внимание на стихотворную строку. Какую особенность она имеет в стихотворении?
Строка короткая, состоит из 2х слов, отсюда четкий ритм.
-Какие еще изобразительные средства используются в стихотворении?
«Красною кистью рябина зажглась...» - метафора.
«…Жаркой рябины горькая кисть…» - эпитеты-Совокупность изобразительных средств, используемых в стихотворении, создает простоту и ясность языка, мысли.
Поэзия – это чудо. И мы будем учиться это чудо разгадывать. С этим же чудом поэзии мы встречаемся, когда читаем стихи Б. Пастернака.
Вторая страница нашего занятия – судьба и творчество Б.Пастернака.
- Прочитайте стихотворение «Гамлет»
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.
1946 год
*****
Быть знаменитым некрасиво
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
-Чем измеряется человеческая жизнь?
Количеством прожитых лет, числом событий, участником и свидетелем которых был человек?
Несомненно. Но, наверное, не только этим. Опыт души, сердца, духовная биография личности – вот что определяет подлинную жизнь человека.
- И судьба Пастернака – явное тому подтверждение. Огромный опыт внешней жизни и огромная духовная биография, подтверждавшая и доказавшая, что отдельный человек, его хрупкая малая личность может стать огромной величиной в искусстве, в эпохе.
-Прослушивание стихотворения «Февраль.»
Борис Леонидович Пастернак родился в Москве. Отец его был художником, мать - известной пианисткой. Пастернак был с детства окружен искусством. В доме, где он рос, бывали музыканты, художники, писатели, и среди них - Лев Толстой.
Под влиянием крупного русского композитора А. Н. Скрябина тринадцатилетний Пастернак увлекся музыкой. Но в 1909 году он оставляет мысль о композиторстве и поступает на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Для совершенствования в области философии Пастернак отправляется в Германию, где учится в университете в Марбурге. И хотя изучение философии идет у него успешно, он расстается с ней так же решительно, как раньше расстался с музыкой.
Пастернак начинает писать стихи. В 1914 году выходит первый его поэтический сборник "Близнец в тучах". Поэзия становится его призванием, его "почвой и судьбой". Она вобрала в себя и его страсть к музыке, и интерес к философии.
-Чтение стихотворения «Во всем мне хочется дойти до самой сути»
На первых порах своей поэтической деятельности Пастернак писал изысканные стихи для узкого круга ценителей. Перелом произошел в 20-е годы, когда поэт обратился к социальным проблемам. Суть происшедшего с Пастернаком хорошо охарактеризовал М. Горький в письме к поэту после знакомства с его поэмой "Девятьсот пятый год": "Книга - отличная; книга из тех... которым суждена долгая жизнь. Не скрою от вас: до этой книги я всегда читал стихи ваши с некоторым напряжением, ибо - слишком чрезмерна их насыщенность образностью и не всегда образы эти ясны для меня... В "905 г." Вы скупее и проще, Вы классичнее в этой книге, насыщенной пафосом, который меня, читателя, быстро, легко и мощно заражает".
Дальнейшее поэтическое развитие Пастернака, шло именно по пути, названному Горьким,- он становился "скупее, проще, классичнее".
Литературная деятельность Пастернака была разнообразна. Он писал прозу, занимался переводами, достигнув в этом искусстве высокого мастерства, был автором поэм, романа в стихах "Спекторский". Но наиболее значительна все же его лирика. Он владел талантом выражать глубокие и тонкие человеческие чувства и мысли через посредство проникновенных картин природы. Восхищение красотой мира, стремление отыскать повсюду прекрасное характерно для Пастернака.
5. Чтение и анализ стихотворения «Снег идет»
Снег идёт
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет, -
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
1957 год
-Иногда приходится слышать мнение, что поэзия Пастернака сложна для понимания. Но я думаю, что это не так. Надо просто учиться его читать, потому что настоящая поэзия требует настоящего читателя. Давайте прослушаем стихотворение «Снег идет»
- Прочитайте стихотворение «Снег идет»
- Какой образ в стихотворении является центральным?
Падающий снег
-.Как образ падающего снега связан с другими образами стихотворения?
Снег – цветок герани, ступени лестницы, перекресток – небо – время – творчество – снег.
Снег связывает все воедино.
- Обратите внимание на то, что основной прием, который используется в стихотворении – олицетворение. Он помогает передать главную мысль о связи всего существующего на земле, о безостановочности времени, вмещающего в себя жизнь и творчество. Это одна из характерных черт поэзии Пастернака – умение видеть в обычных предметах возвышенное и поэтическое.
Стихи Пастернака очень мелодичны, поэтому они так легко ложатся на музыку.
Итак, очень хочется надеяться, что наше первое знакомство с творчеством М.Цветаевой и Б.Пастернака состоялось, что вы придете домой и откроете их книги. Помните, что у Цветаевой есть строки: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». Черед поэзии М.Цветаевой и Б.Пастернака настал, и их время уж не пройдет никогда, потому что их поэзия будет современной всегда. Их современность – вечность.
Домашнее задание 1. Написать конспект по материалу лекции о М.Цветаевой и Б.Пастернаке
Комментарии
Отправить комментарий