12.02.2024 год урок литературы 8 - А класс

 Ребята ! Начинаем урок литературы.


                                     Двенадцатое февраля

                                          Классная работа

Тема.                     Поэзия I  половины ХХ века

                        Стихотворения М. Цветаевой, Б. Пастернака

                                 Основные темы, мотивы и образы

  1. Вступительное слово учителя.

   Есть люди, без которых невозможно представить себе мир, жизнь, искусство, и именно им выпадает тяжелая доля делать наш мир лучше, добрее, интереснее, делать людей людьми. Сегодня начинается наше знакомство с 2 выдающимися явлениями русской и мировой поэзии – творчеством М.Цветаевой и Б.Пастернака. Их связывало очень многое: время, в котором они жили, личные отношения (они были дружны в жизни), схожесть судеб, очень трудных, трагических. Мне очень хочется, чтобы вы открыли для себя этих поэтов, полюбили их творчество. А для того, чтобы любить поэзию, наверное, надо интересоваться поэтом, его судьбой.

  Итак, страница первая нашего урока – Судьба и поэзия Марины Цветаевой

  1. Литературная композиция о судьбе М.Цветаевой.

- «Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем я говорю – Душа – есть повсюду - вечно»

(М.Цветаева. Слово о Бальмонте)

  -Она прожила менее полвека, начала серьезно заниматься поэзией в 16 лет и за 3 десятилетия непрерывного, напряженного труда оставила такое материальное наследство, с которым по духовной напряженности и масштабу мало что может сравниться в культуре 20 века.

   Все перипетии человеческой судьбы предугадать не дано никому. Кто мог представить, что именно этой московской гимназистке из профессорской семьи, выросшей в центре старой Москвы и проводившей лето на живописных старорусских холмах, доведется стать трагическим поэтом великой силы? ЕЕ путь был очень непростым. Живя в сложное время, Цветаева во главу своей жизни поставила труд, работу поэта. Невзирая на часто нищенское существование, многие бытовые неурядицы и трагические события, буквально преследовавшие ее: смерть близких, войны, эмиграция, непонимание и враждебность. Но через все – «нельзя … заставить поэта обойтись без стихов.

а) Чтение стихотворения «Я счастлива жить образцово и просто…» ( найдите в Интернете )

- «И вот результат – сотни стихов, пьесы, более 10 поэм, критические статьи, проза, в которой Цветаева сказала все о себе сама.»

- Чтение стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»( Интернет )

-Так какой она была?


  Кто создан из камня, кто создан из глины, —

 А я серебрюсь и сверкаю!

  Мне дело — измена, мне имя — Марина,

   Я — бренная пена морская.


Кто создан из глины, кто создан из плоти —

Тем гроб и надгробные плиты…

— В купели морской крещена — и в полете

Своем — непрестанно разбита!


Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!


МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА
1920 г
Была блестящим рассказчиком. Была действительно добра и щедра; спешила помочь..а помочь, выручить, спасти – хотя бы подставить плечо; делилась последним, наинасущнейшим, ибо лишним не обладала.

  Беспомощна не была никогда, но всегда беззащитна. Снисходительная к чужим, от близких – друзей, детей – требовала как с самой себя.

  Считалась с юностью, чтила старость, к людям труда относилась – неизменно – с глубоким уважением собрата. Была человеком слова, человеком действия, человеком долга

Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Сама Марина писала «Возьмите мои стихи – это и есть моя жизнь»

б) Прочитайте стихотворение " Красной кистью рябина зажглась"

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

          в) Анализ стихотворения «Красною кистью рябина зажглась…»

Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи ее можно узнать безошибочно – по особому распеву, неповторимым ритмам, интонации. Давайте еще раз обратимся к стихотворению «Красною кистью рябина зажглась…»

      - На каких образах построено стихотворение?

Красная кисть рябины, листопад, колокольный звон, суббота – конкретные предметные образы.

       - Имеет ли то же конкретное значение образ в последней строфе?

Нет, в последней строфе образ рябины превращается в символ, «знак судьбы». Рябина, пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и грозившей уйти в забвение.

   -У Цветаевой стихи построены не только на образе, но и на звуке. Какие звуки преобладают в стихотворении?

К, р, л, с – именно они помогают создать картину яркую, запоминающуюся, зримее передать образ – аллитерация.

       -Обратите внимание на стихотворную строку. Какую особенность она имеет в стихотворении?

Строка короткая, состоит из 2х слов, отсюда четкий ритм.

    -Какие еще изобразительные средства используются в стихотворении?

«Красною кистью рябина зажглась...» - метафора.

«…Жаркой рябины горькая кисть…» - эпитеты-Совокупность изобразительных средств, используемых в стихотворении, создает простоту и ясность языка, мысли.


Поэзия – это чудо. И мы будем учиться это чудо разгадывать. С этим же чудом поэзии мы встречаемся, когда читаем стихи Б. Пастернака.

  1. Вторая страница нашего занятия – судьба и творчество Б.Пастернака.

- Прочитайте стихотворение «Гамлет»


Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.

1946 год

*****

Быть знаменитым некрасиво

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Борис Пастернак - один из известнейших русских поэтов XX века, был удостоен Нобелевской премии по литературе. Предлагаем вашему вниманию лучшие стихи Бориса Пастернака.-2



      -Чем измеряется человеческая жизнь? 

Количеством прожитых лет, числом событий, участником и свидетелем которых был человек?                

 Несомненно. Но, наверное, не только этим. Опыт души, сердца, духовная биография личности – вот что определяет подлинную жизнь человека.

    - И судьба Пастернака – явное тому подтверждение. Огромный опыт внешней жизни и огромная духовная биография, подтверждавшая и доказавшая, что отдельный человек, его хрупкая малая личность может стать огромной величиной в искусстве, в эпохе.

-Прослушивание стихотворения «Февраль.»

         Борис Леонидович Пастернак родился в Москве. Отец его был художником, мать - известной пианисткой. Пастернак был с детства окружен искусством. В доме, где он рос, бывали музыканты, художники, писатели, и среди них - Лев Толстой.


       Под влиянием крупного русского композитора А. Н. Скрябина тринадцатилетний Пастернак увлекся музыкой. Но в 1909 году он оставляет мысль о композиторстве и поступает на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Для совершенствования в области философии Пастернак отправляется в Германию, где учится в университете в Марбурге. И хотя изучение философии идет у него успешно, он расстается с ней так же решительно, как раньше расстался с музыкой.


        Пастернак начинает писать стихи. В 1914 году выходит первый его поэтический сборник "Близнец в тучах". Поэзия становится его призванием, его "почвой и судьбой". Она вобрала в себя и его страсть к музыке, и интерес к философии.

-Чтение стихотворения «Во всем мне хочется дойти до самой сути»

             На первых порах своей поэтической деятельности Пастернак писал изысканные стихи для узкого круга ценителей. Перелом произошел в 20-е годы, когда поэт обратился к социальным проблемам. Суть происшедшего с Пастернаком хорошо охарактеризовал М. Горький в письме к поэту после знакомства с его поэмой "Девятьсот пятый год": "Книга - отличная; книга из тех... которым суждена долгая жизнь. Не скрою от вас: до этой книги я всегда читал стихи ваши с некоторым напряжением, ибо - слишком чрезмерна их насыщенность образностью и не всегда образы эти ясны для меня... В "905 г." Вы скупее и проще, Вы классичнее в этой книге, насыщенной пафосом, который меня, читателя, быстро, легко и мощно заражает".


              Дальнейшее поэтическое развитие Пастернака, шло именно по пути, названному Горьким,- он становился "скупее, проще, классичнее".


      Литературная деятельность Пастернака была разнообразна. Он писал прозу, занимался переводами, достигнув в этом искусстве высокого мастерства, был автором поэм, романа в стихах "Спекторский". Но наиболее значительна все же его лирика. Он владел талантом выражать глубокие и тонкие человеческие чувства и мысли через посредство проникновенных картин природы. Восхищение красотой мира, стремление отыскать повсюду прекрасное характерно для Пастернака.

5.  Чтение и  анализ стихотворения «Снег идет»

Снег идёт

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полет, -

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.

Не оглянешься - и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и всё в смятеньи:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

1957 год

         -Иногда приходится слышать мнение, что поэзия Пастернака сложна для понимания. Но я думаю, что это не так. Надо просто учиться его читать, потому что настоящая поэзия требует настоящего читателя. Давайте прослушаем стихотворение «Снег идет»

- Прочитайте   стихотворение  «Снег идет»

- Какой образ в стихотворении является центральным?

Падающий снег

-.Как образ падающего снега связан с другими образами стихотворения?

Снег – цветок герани, ступени лестницы, перекресток – небо – время – творчество – снег.

Снег связывает все воедино.

- Обратите внимание на то, что основной прием, который используется в стихотворении – олицетворение. Он помогает передать главную мысль о связи всего существующего на земле, о безостановочности времени, вмещающего в себя жизнь и творчество. Это одна из характерных черт поэзии Пастернака – умение видеть в обычных предметах возвышенное и поэтическое.

Стихи Пастернака очень мелодичны, поэтому они так легко ложатся на музыку.

Итак, очень хочется надеяться, что наше первое знакомство с творчеством М.Цветаевой и Б.Пастернака состоялось, что вы придете домой и откроете их книги. Помните, что у Цветаевой есть строки: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». Черед поэзии М.Цветаевой и Б.Пастернака настал, и их время уж не пройдет никогда, потому что их поэзия будет современной всегда. Их современность – вечность.


Домашнее задание   1. Написать конспект по материалу лекции о М.Цветаевой и                                             Б.Пастернаке

                                        2. Выучить стихи :1. " Кто создан из камня, кто создан                                              из глины "  М. Цветаевой                                                                                                                        2.стих. " Снег идёт " Б.Пастернака 



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс