13 марта 2025 год литература 9 - А класс
Добрый день, ребята !
Начинаем изучать новую тему. познакомимся с жизнью и творчеством Н.В. Гоголем - одним из самобытнейших русских писателей, чья слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства.
Тема. Николай Васильевич Гоголь
( 1809 г. - 1852 г. )
Страницы жизни и творчества
История создания поэмы " Мёртвые души "
1. Лекция учителя .
Высказывание: "Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня "Н.В.Гоголь."
- Сегодня у нас урок по творчеству Н. В. Гоголя. На этом уроке мы прикоснемся к творчеству великого писателя, поговорим о его жизни, вспомним, чтобы уже никогда не забыть.
Посмотрите, пожалуйста, на портрет, вглядитесь в черты Н.В. Гоголя.
- Вам интересен этот человек, который так пристально смотрит на нас?
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Да, познакомиться с жизнью и творчеством Н.В. Гоголя, понять мир писателя, через его жизнь. Перед вами план урока - лекции
План
1 Впечатления детства
2 Годы ученья
3 В Петербурге
4 На пути к славе
5 Труды мои будут вдохновенны
6 Последние годы
1. Впечатления детства
Родители писателя
- В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич,страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. Гоголь,
Василий Афанасьевич (1777-1825) - талантливый рассказчик и писатель.
- Мать Гоголя, Мария Ивановна, по преданию, была первой красавицей на Полтавщине.
Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Про свою семейную жизнь Мария Ивановна сообщает: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый.Мы были окружены добрыми соседями. Но иногда на меня находили мрачные мысли. Я предчувствовала несчастья, верила снам».
Мария Ивановна отличалась сильно повышенной впечатлительностью, религиозностью и суеверностью.
Кроме Николая у Василия и Марии Гоголей было пятеро детей - сын Иван (1810 - 1819), дочери Мария (1811 - 1844), Анна (1821 -1893), Елизавета (1823 - 1864), Ольга (1825 - 1907).
Для каждого человека это место, в первую очередь, связано с именем Гоголя. Здесь он родился. Ребята, давайте узнаем о детских годах великого писателя.
20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии в домике надворного советника Трохимовского родился Н. В. Гоголь.Это был третий ребенок Василия Афанасьевича и Марии Ивановны. Два первые – мальчики –умерли. Родители беспокоились за судьбу младенца. Мария Ивановна ездила в соседнюю Диканьку молиться иконе Николая-чудотворца, которая исцеляла больных, даровала жизнь обреченным. Гоголи дали слово, что если опять родится мальчик, и будет жить, то его в честь святого нарекут Николаем.
Так и случилось. Доктор Трохимовский искупал новорожденного и сказал: «Славный будет сын». Он, конечно, имел в виду его жизнь и здоровье, но получилось, что слова те обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России.
Шести недель Гоголь был перевезен из Сорочинец в Васильевку.
Здесь – с папенькой и маменькой, с бабушками и нянюшками – прожил он девять лет.
Характер у писателя был смесь материнского и отцовского. От отца он принял веселость, от матери – дар предчувствовать. Отец любил писать стихи.
Гоголь научился говорить в три года. Свои чувства рано научился доверять бумаге. Мать называла его стихи каракулями.
Когда встал вопрос об обучении сыновей, Василий Афанасьевич призадумался. Нанять им хорошего учителя он не мог и решился отдать их в Полтаву.
2. Годы ученья.
- Какое образование получил Николай Васильевич Гоголь?
В 1818 году Василий Афанасьевич Гоголь привез своих сыновей в Полтаву.
Полтавское поветовое училище почти не оставило добрых воспоминаний у Гоголя. Но «тарабарская грамота» катехизиса, о которой он пишет в письме к матери, была познана именно здесь. Ни с кем из школьных товарищей Гоголь не сошелся. Братья поступили в училище 3 августа 1818 года. Но проучились в нем вместе всего лишь год. Иван тяжело заболел и умер. Василий Афанасьевич не решился оставлять Никошу одного в Полтаве. Тот вернулся в Васильевку.
Нежинская гимназия высших наук.
Нежин-город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет. В мае 1821 года его привез сюда отец для сдачи экзаменов в Нежинскую гимназию высших наук.
Особых успехов в учебе у него не было. Все это сильно ущемляло Гоголя в глазах товарищей и в его собственных глазах – первые годы в гимназии. Здесь он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая «пресекать неправосудие». Пока не раскрылись его таланты, он избегал общества, жил одиноко и все просил у папеньки о возвращении.
Но минул год – он обжился. На первых порах в пансионе Гоголь – мишень для насмешек, изгой. Его не принимают в игры, в умственные собеседования.
В 1824 году в гимназии разрешили театр. Гоголя приняли в труппу и предложили роль. Это у него хорошо получалось. Особенно ему удавалась роль Простаковой из комедии Фонвизина «Недоросль».
Здесь, в гимназии он начинает писать. Сначала это были стихи, потом комедии, Здесь же написано его первое напечатанное произведение – поэма «Ганц Кюхельгартен», которая вышла потом под псевдонимом «В. Алов».
В 1825 году умирает отец Гоголя – Василий Афанасьевич. Этот год в судьбе Гоголя оказался переломным и принес ему много горя, сразу отделив его от детства и перенеся в холодное мужество.
В июне 1828 года Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Он стремился в Прожив вторую половину дома, 13 декабря 1828 года писатель выехал в Петербург.
3. В Петербурге
Петербург неласково встретил юного Гоголя. В короткое время развеялись радужные надежды, связанные с государственной службой. Голенищев-Кутузов, к которому обратился Гоголь за помощью, отделался от него одним обещанием. Будущий писатель познал всю горечь лишений, нужду, голод и холод. Об отъезде в Васильевку, несмотря на житейские невзгоды, Гоголь и не помышлял. Он упорно, но безуспешно пытался устроиться на службу. Только через год Гоголю удалось устроиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий.
Суровая школа жизни открыла Гоголю глаза на многое. Действительность отрезвила Гоголя. В холодном Петербурге он мечтает об иной «счастливой жизни», и в его воображении возникают яркие картины жизни народной, навеянные преданиями далекой Украины. В сознании Гоголя зарождается замысел веселой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Постепенно у Гоголя завязываются связи в писательском мире. Он сближается с Дельвигом, с Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Так 19 мая 1831 года произошла знаменательная встреча Пушкина с Гоголем. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов
,
Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для "Ревизора" и "Мертвых душ". "Когда я творил, - свидетельствовал Гоголь, - я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово".
4. На пути к славе
Гоголь часто встречался с Пушкиным в Царском Селе. Дружба с Пушкиным оказала огромное влияние на формирование мировоззрения Гоголя.
Литературную известность и всеобщее признание Гоголю принесли повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь", "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Исполнилась заветная мечта Гоголя – он нашел свое истинное призвание в жизни.
5. «Труды мои будут вдохновенны.
«Мои светлые минуты моей жизни были минуты, в которые я творил». Гоголь
«Труды мои будут вдохновенны»,- писал Гоголь с гордой надеждой.
Его надежды оправдались. Он подарил миру свои бессмертные творения.
Создатель светлых и радостных «Вечеров на хуторе близ Диканьки», исполинского могучего лирического порыва, героико-патриотического «Тараса Бульбы», автор «Ревизора» и «Мертвых душ», Гоголь по праву завоевал в двадцатом веке мировую славу. Его произведения переведены сегодня на все языки, их любят, читают во всех частях света, во всех уголках земного шара.
6. Последние годы жизни
А сейчас давайте вспомним, как прошли последние годы жизни писателя.
Предсмертная болезнь, сожжение рукописей и кончина Гоголя произошли быстро и содержали в себе много таинственного.
Окончательно сломленный духовно и физически, Гоголь тяжело заболевает. Он отказывается от пищи, медицинской помощи. Однажды ночью, когда у обессилевшего от голода и болезни писателя потускнело сознание, он сжег почти все рукописи. В огне погиб и второй том «Мертвых душ». Опомнившись, Гоголь с ужасом понял весь трагизм свершившегося.
Надорванный болезнью организм не выдержал последнего потрясения. 21 февраля 1852 года утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.
- Ребята, этот материал оформите конспектом в тетради по литературе (письменно )
2. Работа по учебнику. Статья " Николай Васильевич Гоголь", с. 314 - 317.
Прочитайте сведения о жизни и творчестве Гоголя в учебнике.
3. История создания поэмы " Мёртвые души "
Самостоятельное изучение по учебнику с. 317 - 321 ( устно )
4. Итоги урока
- Мы с вами поговорили и прочитали о Н.В. Гоголе – великом писателе, узнали о его жизни и творчестве.
- Подводя итог уроку, в заключение хочу сказать следующее:
Задумываясь о Гоголе, снова и снова задумываешься о значении для нас классических традиций. Ныне проблема классики остра, как никогда, ибо классика – это проникновение в судьбы человечества и назначение человека. Общими словами о сооружении моста между временем классиков и нашим, ибо каждое время обладает своим представлением о человеке и человечестве. Следовательно, у него своя мука и свое наслаждение в шествии по этому пути.
Переиначивая несколько подпись Гоголя под письмом Пушкину, скажем, что Гоголь "вечно наш"
Поскольку, думая о нем, ставим перед собой задачу воспринять и понять его как единственного, занятого собою так же, как занят он всеми нами.
Он вечно наш - Гоголь!
- Запишите домашнее задание:
1 . Составьте и запишите в тетради конспект по лекции,записав предварительно план.
2 Прочитать 1 - 6 главы поэмы «Мертвые души».
(Это главы о жизни помещиков. Выпишите имена пятерых помещиков).
Комментарии
Отправить комментарий