13 марта 2025 год литература 9 - А класс

 

                                         Добрый день, ребята ! 

                   Начинаем изучать новую тему. познакомимся с жизнью и творчеством               Н.В. Гоголем -   одним из самобытнейших русских писателей, чья слава                       вышла далеко за пределы русского  культурного пространства.


Тема.                           Николай Васильевич Гоголь

                                               ( 1809 г.  -  1852 г. )

                                  Страницы  жизни  и творчества

                               История создания поэмы " Мёртвые души "


        1. Лекция учителя .

Высказывание:  "Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня "Н.В.Гоголь."

   - Сегодня у нас урок по творчеству Н. В. Гоголя. На этом уроке мы прикоснемся к творчеству великого писателя, поговорим о его жизни, вспомним, чтобы уже никогда не забыть. 

     Посмотрите, пожалуйста, на портрет, вглядитесь в черты Н.В. Гоголя. 

 -   Вам интересен этот человек, который так пристально смотрит на нас? 

 -   Как вы думаете, какова цель нашего урока?

  

    Да, познакомиться с жизнью и творчеством Н.В. Гоголя, понять мир писателя, через его жизнь.  Перед вами план урока  -  лекции


                                                    План

       1 Впечатления детства

       2 Годы ученья

       3 В Петербурге

       4 На пути к славе

       5 Труды мои будут вдохновенны

       6 Последние годы


     1. Впечатления детства


  Родители писателя

         -  В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич,страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. Гоголь,

Василий Афанасьевич (1777-1825) - талантливый рассказчик и писатель.

          - Мать Гоголя, Мария Ивановна, по преданию,  была первой красавицей на Полтавщине.

              Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Про свою семейную жизнь Мария Ивановна сообщает: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый.Мы были окружены добрыми соседями. Но иногда на меня находили мрачные мысли. Я предчувствовала несчастья, верила снам»

              Мария Ивановна отличалась сильно повышенной впечатлительностью, религиозностью и суеверностью. 

              Кроме Николая у Василия и Марии Гоголей было пятеро детей - сын Иван (1810 - 1819), дочери Мария (1811 - 1844), Анна (1821 -1893), Елизавета (1823 - 1864), Ольга (1825 - 1907).


              Для каждого человека это место, в первую очередь, связано с именем Гоголя. Здесь он родился. Ребята, давайте узнаем о детских годах великого писателя.


              20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии в домике надворного советника Трохимовского родился Н. В. Гоголь.Это был третий ребенок Василия Афанасьевича и Марии Ивановны. Два первые – мальчики –умерли. Родители беспокоились за судьбу младенца. Мария Ивановна ездила в соседнюю Диканьку молиться иконе Николая-чудотворца, которая исцеляла больных, даровала жизнь обреченным. Гоголи дали слово, что если опять родится мальчик, и будет жить, то его в честь святого нарекут Николаем.


              Так и случилось. Доктор Трохимовский искупал новорожденного и сказал: «Славный будет сын». Он, конечно, имел в виду его жизнь и здоровье, но получилось, что слова те обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России.

               Шести недель Гоголь был перевезен из Сорочинец в Васильевку.

Здесь – с папенькой и маменькой, с бабушками и нянюшками – прожил он девять лет.

Характер у писателя был смесь материнского и отцовского. От отца он принял веселость, от матери – дар предчувствовать. Отец любил писать стихи.

Гоголь научился говорить в три года. Свои чувства рано научился доверять бумаге. Мать называла его стихи каракулями.

Когда встал вопрос об обучении сыновей, Василий Афанасьевич призадумался. Нанять им хорошего учителя он не мог и решился отдать их в Полтаву.


          2. Годы ученья. 

     - Какое образование получил Николай Васильевич Гоголь?


              В 1818 году Василий Афанасьевич Гоголь привез своих сыновей в Полтаву.

Полтавское поветовое училище почти не оставило добрых воспоминаний у Гоголя. Но «тарабарская грамота» катехизиса, о которой он пишет в письме к матери, была познана именно здесь. Ни с кем из школьных товарищей Гоголь не сошелся. Братья поступили в училище 3 августа 1818 года. Но проучились в нем вместе всего лишь год. Иван тяжело заболел и умер. Василий Афанасьевич не решился оставлять Никошу одного в Полтаве. Тот вернулся в Васильевку.


             Нежинская гимназия высших наук.


        Нежин-город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет. В мае 1821 года его привез сюда отец для сдачи экзаменов в Нежинскую гимназию высших наук.

Особых успехов в учебе у него не было. Все это сильно ущемляло Гоголя в глазах товарищей и в его собственных глазах – первые годы в гимназии. Здесь он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая «пресекать неправосудие». Пока не раскрылись его таланты, он избегал общества, жил одиноко и все просил у папеньки о возвращении. 

       Но минул год – он обжился. На первых порах в пансионе Гоголь – мишень для насмешек, изгой. Его не принимают в игры, в умственные собеседования.


         В 1824 году в гимназии разрешили театр. Гоголя приняли в труппу и предложили роль. Это у него хорошо получалось. Особенно ему удавалась роль Простаковой из комедии Фонвизина «Недоросль».

Здесь, в гимназии он начинает писать. Сначала это были стихи, потом комедии,  Здесь же написано его первое напечатанное произведение – поэма «Ганц Кюхельгартен», которая вышла потом под псевдонимом «В. Алов».

         В 1825 году умирает отец Гоголя – Василий Афанасьевич. Этот год в судьбе Гоголя оказался переломным и принес ему много горя, сразу отделив его от детства и перенеся в холодное мужество.

        В июне 1828 года Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Он стремился в Прожив вторую половину дома, 13 декабря 1828 года писатель выехал в Петербург.

         3. В Петербурге


          Петербург неласково встретил юного Гоголя. В короткое время развеялись радужные надежды, связанные с государственной службой. Голенищев-Кутузов, к которому обратился Гоголь за помощью, отделался от него одним обещанием. Будущий писатель познал всю горечь лишений, нужду, голод и холод. Об отъезде в Васильевку, несмотря на житейские невзгоды, Гоголь и не помышлял. Он упорно, но безуспешно пытался устроиться на службу. Только через год Гоголю удалось устроиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий.

         Суровая школа жизни открыла Гоголю глаза на многое. Действительность отрезвила Гоголя. В холодном Петербурге он мечтает об иной «счастливой жизни», и в его воображении возникают яркие картины жизни народной, навеянные преданиями далекой Украины. В сознании Гоголя зарождается замысел веселой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

        Постепенно у Гоголя завязываются связи в писательском мире. Он сближается с Дельвигом, с Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Так 19 мая 1831 года произошла знаменательная встреча Пушкина с Гоголем. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов

,

Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для "Ревизора" и "Мертвых душ". "Когда я творил, - свидетельствовал Гоголь, - я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово".

         4. На пути к славе


            Гоголь часто встречался с Пушкиным в Царском Селе. Дружба с Пушкиным оказала огромное влияние на формирование мировоззрения Гоголя.

            Литературную известность и всеобщее признание Гоголю принесли повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь", "Вечера на хуторе близ Диканьки". 

       Исполнилась заветная мечта Гоголя – он нашел свое истинное призвание в жизни.

        5. «Труды мои будут вдохновенны.

           «Мои светлые минуты моей жизни были минуты, в которые я творил». Гоголь

           «Труды мои будут вдохновенны»,- писал Гоголь с гордой надеждой.

Его надежды оправдались. Он подарил миру свои бессмертные творения.


           Создатель светлых и радостных «Вечеров на хуторе близ Диканьки», исполинского могучего лирического порыва, героико-патриотического «Тараса Бульбы», автор «Ревизора» и «Мертвых душ», Гоголь по праву завоевал в двадцатом веке мировую славу. Его произведения переведены сегодня на все  языки, их любят, читают во всех частях света, во всех уголках земного шара.

         6. Последние годы жизни


                    А сейчас давайте вспомним, как прошли последние годы жизни писателя.

Предсмертная болезнь, сожжение рукописей и кончина Гоголя произошли быстро и содержали в себе много таинственного.

Окончательно сломленный духовно и физически, Гоголь тяжело заболевает. Он отказывается от пищи, медицинской помощи. Однажды ночью, когда у обессилевшего от голода и болезни писателя потускнело сознание, он сжег почти все рукописи. В огне погиб и второй том «Мертвых душ». Опомнившись, Гоголь с ужасом понял весь трагизм свершившегося. 

            Надорванный болезнью организм не выдержал последнего потрясения. 21 февраля 1852 года утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. 


  -  Ребята, этот материал оформите конспектом в тетради по литературе (письменно )


  

2. Работа по учебнику.  Статья " Николай Васильевич Гоголь", с. 314 - 317.

           Прочитайте сведения о жизни и творчестве Гоголя в учебнике.


3. История создания поэмы " Мёртвые души "

     Самостоятельное изучение по учебнику с. 317  -  321 ( устно )



4. Итоги урока

             - Мы с вами поговорили и прочитали о Н.В. Гоголе – великом писателе, узнали о его жизни и творчестве.

              - Подводя итог уроку, в заключение хочу сказать следующее:

                 Задумываясь о Гоголе, снова и снова задумываешься о значении для нас классических традиций. Ныне проблема классики остра, как никогда, ибо классика – это проникновение в судьбы человечества и назначение человека. Общими словами о сооружении моста между временем классиков и нашим, ибо  каждое время обладает своим представлением о человеке и человечестве. Следовательно, у него своя мука и свое наслаждение в шествии по этому пути.

Переиначивая несколько подпись Гоголя под письмом Пушкину, скажем, что Гоголь "вечно наш"

              Поскольку, думая о нем, ставим перед собой задачу воспринять и понять его как единственного, занятого собою так же, как занят он всеми нами. 

           Он вечно наш - Гоголь!


         - Запишите домашнее задание:

                 1 . Составьте и запишите в тетради конспект по лекции,записав                    предварительно план.

                        2  Прочитать  1  -  6 главы поэмы «Мертвые души».

      (Это главы о жизни  помещиков. Выпишите имена  пятерых помещиков).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс