18 марта 2025 год русский язык 7 - Б класс
Добрый день , ребята ! Продолжаем изучать тему " Союзы "
Восемнадцатое марта
Тема. Разряды союзов
Союзы сочинительные и подчинительные
1. Повторение о союзах. Беседа с учащимися.
- Какие служебные части речи вы знаете ?
- Какие уже изучили ? Назовите.
- Что такое союз ?
- Для чего они служат ?
- Какие союзы вы знаете ?
- Какие союзы называются простыми ? Какие - составными ?
- Что значит сочинительные союзы ?
- Какие союзы называются подчинительными ?
2. Работа над новым материалом. Объяснение учителя.
- Ребята, союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
1) Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения.
Например : Лес зашумел, и заскрипел,и застонал. ( это простое предложение )
( Союз и связывает однородные сказуемые в простом предложении.)
[Прозрачный лес один чернеет ], и [ель сквозь иней зеленеет] , и [речка подо льдом блестит]. ( это сложное предложение )
( Союз и связывает 3 простых предложения в составе сложного. )
2) Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном, где одно предложение зависит от другого, подчиняется ему.
Например : [Человек должен быть добрым и мудрым], (чтобы быть достойным великих благ природы.) ( это сложное предложение )
( Союз чтобы связывает 2 простых предложения, в которых от одного к другому можно поставить вопрос, т.е. одно предложение зависит другого, подчиняется ему. )
Итак, что же вы узнали ? Давайте прочитаем и запомним :
!!! 1) Предложения, части которых связаны сочинительными союзами, называются сложносочинёнными.
!!! 2) Предложения. части которого связаны подчинительными союзами. называются сложноподчинёнными.
А значит и союзы делятся на сочинительные и подчинительные. приведу примеры
!!! Сочинительные : и, да. но. однако, или, то...то, не то...не то, зато и другие
!!! Подчинительные : что, потому что, чтобы, так как, когда, едва, лишь, если, раз и другие.
Правила, которые выделены красным , выучите наизусть !
3. Работа по учебнику, § 60, с. 149. Задания :
- Прочитайте материал для самостоятельных наблюдений. с.149 ( под параграфом)
- Ознакомьтесь с теоретическим материалом, с. 149 ( правилом )
4. Тренировочные упражнения
1) [С зари кукушка за рекою кукует звучно вдалеке] , и [в молодом березняке грибами пахнет и листвою].
( Это предложение сложное, сложносочинённое, союз и связывает два предложения, перед союзом и ставится запятая ;
Второй союз и связывает однородные члены предложения грибами и листвою. Перед союзом не ставится запятая )
2) [ На пригорках появились первые проталины], (так как солнце пригревает сильнее).
( Это предложение сложное,сложноподчинённое, подчинительный союз так как указывает , что второе предложение подчинено первому. Перед союзом так как ставится запятая.)
3) [ Подул ветер и сорвал с деревьев последние листья ].
( Это предложение простое , союз и связывает однородные члены предложения, перед союзом запятая не ставится . )
Домашнее задание : Упр. 362 , § 60. Выучить правила. которые я вам записала.
Комментарии
Отправить комментарий