18 марта 2025 год русский язык 9 - А класс

 Добрый день. ребята ! Сегодня мы продолжаем знакомство с БСП . 


                                      Восемнадцатое марта

Тема.              Синтаксический и пунктуационный анализ БСП

                                           Повторение о БСП



     1. Повторение о БСП.

           -Какие предложения называются сложными ?

          - Какие виды сложных предложений вы знаете ?

          - Что такое БСП ?

           - Что является основным средством связи между простыми предложениями в                   БСП ?

           - Какие знаки препинания ставятся между частями БСП ?

           - Когда ставится каждый из них ?

       2.  Работа по теме урока.

        Ребята, сегодня мы рассмотрим , как выполнить синтаксический и                         пунктуационный разборы БСП. Проводим разбор устно.

        1) Порядок синтаксического разбора

1. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности.

2. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.

3. Тип связи между простыми предложениями в сложном (союзная, бессоюзная). Средства связи простых предложений в сложном.

4. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; особенности интонации.

  -   Образец синтаксического разбора

Действие человека мгновенно и одно — действие книги множественно и повсеместно.(А. Пушкин)

     Разбор:

       - Предложение повествовательное, невосклицательное.

        - Состоит из двух простых предложений. 

        -  В первом грамматическая основа действие человека мгновенно и одно, во втором грамматическая основа  действие книги множественно и повсеместно.

         - Связь между предложениями бессоюзная. 

          - Средство связи — интонация. Смысловые отношения сопоставительные. Интонация сопоставления: одинаковые по силе ударения на наиболее важных для противопоставления словах в первой части мгновенно и одно, во второй множественно и повсеместно. 

           - Первая часть заканчивается небольшим повышением голоса (интонация незаконченности) и паузой; вторая — соответствующим понижением.

    Еще разберем одно предложение.

      Песня закончилась-раздались аплодисменты.

    Разбор.

-   Повествовательное, невосклицательное, сложное ,бессоюзное, состоит из 2-х частей, первая часть указывает на время действия того, о чем говорится во второй части, ставится тире.

- И начертить схемы

          2) Порядок пунктуационного разбора

   1. Знаки завершения.

   2. Знаки разделения между простыми предложениями в бессоюзном.

   -  Образец пунктуационного разбора

Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.(А. Пушкин)

       РАЗБОР.

         - В конце предложения ставится знак завершения — точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

         -  Между частями бессоюзного сложного предложения ставится знак отделения — двоеточие, так как вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части.             

        - Между обеими частями можно вставить союз "а именно": Страшная мысль мелькнула в уме моём: (а именно) я вообразил её в руках разбойников.(А. Пушкин)

          3. Тренировочное упражнение ( выполнить устно )

       1.Сделать синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзных сложных предложений;  ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАЗБЕРЕМ ВМЕСТЕ.

      1. Наступил октябрьский осенний вечер с резкими и злыми порывами ветра; ветер приносил редкие капли дождя и кисловатый запах опавшей листвы и грибов.

   Характеристика предложения:    

    повествовательное, невосклицательное, распространённое, сложное, бессоюзное, осложнено однородными определениями и дополнениями, состоит из 2-х частей.)

       ДАЛЬШЕ САМИ.

2. Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами: он не видит мира

3. Вечером стемнеет - он лампу заставит светиться.


      Домашнее задание.

    ВСПОМНИМ ПОСТАНОВКУ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В БСП.

   Запишите предложения.На месте (?) поставьте нужный знак препинания.

    Выполните синтаксический и пунктуационный разбор 1, 6 предложений                      (письменно )

   1.Мужественный человек страдает, не жалуясь (?) слабый

человек жалуется, не страдая.

   2.Великий дар – стойкость души (?) с нею ничего не страшно.

   3. Я оглянулся(?)позади белели снеговые вершины.

   4.Туман рассеялся (?) стало видно русло горной реки.

   5.Он тосковал в городе (?) его неудержимо тянуло в горы.

   6.Есть цель (?) обязательно добьёшься желаемого .

   7. Я понял(?) мы сможем покорить эту вершину.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ .   Упр. 1 - 7 ( выше записаны предложения для выполнения                                                                     домашнего задания )

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс