19 марта 2025 год русский язык 9 - А класс

                            Добрый день, ребята ! Начинаем урок русского языка.



                                                Девятнадцатое марта

Тема.                Синтаксический и пунктуационный анализ БСП


1. Повторение порядка синтаксического и пунктуационного разбора БСП

И для синтаксического, и для пунктуационного разбора бессоюзного сложного предложения нам нужно знать  следующее:

·                   Первое – обозначить части бессоюзного предложения.

·                   Второе – подчеркнуть основы.

·                   Третье – начертить схему предложения.

1. Для синтаксического разбора нам ещё понадобится:

·                  -  охарактеризовать всё бессоюзное предложение;

·                   - назвать тип связи;

·                   - обозначить отношения между частями;

·                   - охарактеризовать особенности интонации.

2.Для пунктуационного разбора нам нужно:

·                 а )  Охарактеризовать знак в конце бессоюзного предложения и назвать причину, по которой он там стоит.

·                   б) Охарактеризовать знак или знаки между частями бессоюзного предложения. Назвать функцию каждого знака.

·                  в) Охарактеризовать все остальные знаки в бессоюзном предложении.

·                  г ) Назвать функцию каждого знака.

2. Упражнения

 1) Выберите нужный знак препинания

       Прочитайте предложения, подумайте, какой знак препинания нужно поставить в каждом предложении. После каждого предложения в скобках впишите этот знак препинания.

   1.  Мужественный человек страдает, не жалуясь (?) слабый человек жалуется, не страдая. 

    2.  Великий дар – стойкость души (?) с нею ничего не страшно. 

    3.  Я оглянулся(?)позади белели снеговые вершины.

    4. Туман рассеялся (?) стало видно русло горной реки. 

    5 .Он тосковал в городе (?) его неудержимо тянуло в горы.

    6. Где-то, очень далеко, всполохнулась и завозилась в кустах птичка(?) донеслось звонкое, тревожное ржание коня. 

   7.  В долине было очень жарко (?) за весь июль не выпало ни одного дождя. 

   8.  По траве низко стлались седые клочья тумана(?) они пропадали из глаз и опутывали нас сыростью. 

   9. Есть цель (?) обязательно добьёшься желаемого . 

 10.  Я понял(?) мы сможем покорить эту вершину.

 Ваш ответ будет таким :  1 (-),  2 ( ),  3 ( ) . 4 (  ),  5 ( ),  6 ( )  , 7 ( ),  8 (  ),  9 (  ) , 10 ( ) .

 В скобках - знак препинания предложения. ( записать)


3.  Устно. Прочитайте теоретический материал, пользуйтесь им в работе.

       Завершающим этапом при изучении бессоюзных сложных предложений         является синтаксический разбор, который позволяет свести воедино все         знания о предложении как простом, так и сложном.

                 План синтаксического разбора  БСП

        1.  Определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

        2.  Выделить простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.

        3.  Указать вид связи между простыми предложениями в составе сложного (союзная или бессоюзная).

        4. Если связь между частями сложного предложения бессоюзная, то отметить смысловые отношения (перечисления, пояснения, дополнения, причины, условия, времени, противопоставления (сопоставления) и следствия), а также особенности интонации.

        5.  Далее работать с каждым простым предложением в составе сложного, указывая вид предложения: по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное); двусоставное или односоставное, полное оно или неполное, осложненное или неосложненное.

         6.  Составить схему предложения.

                Сильный ветер внезапно загудел в вышине ], [деревья забушевали ] , [крупные капли дождя резко застучали , зашлёпали по листьям ] .

           Это предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске – невосклицательное, сложное, состоит из трех частей.

            Первая грамматическая основа – ветер загудел, вторая – деревья забушевали, третья – капли застучали, зашлепали.

            Связь между простыми предложениями в составе сложного – бессоюзная; основное средство связи – интонация.

            Отношения между простыми предложениями в сложном – перечислительные.

            Такие предложения читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.

Первое простое предложение «Сильный ветер внезапно загудел в вышине» – распространенное, двусоставное, полное, неосложненное.

Второе простое предложение «деревья забушевали» – нераспространенное, двусоставное, полное, неосложненное.

Третье простое предложение «крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям» – распространенное, двусоставное, полное, осложнено однородными сказуемыми.

Схема: […], […], […].

        Синтаксис тесно связан с другой лингвистической наукой – пунктуацией, изучающей знаки препинания, их назначение и правильную постановку в предложении.

                         План пунктуационного разбора БСП

          1.  Знаки завершения.

          2.  Знаки разделения между простыми предложениями в сложном бессоюзном.

          3 . Знаки разделения и выделения в каждом простом предложении в составе  сложного.

       Рассмотрим следующий пример.

              [Стало светать] – [можно было рассмотреть отдельные предметы].

      В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

      Между частями сложного бессоюзного предложения ставится знак разделения – тире, поскольку вторая часть содержит вывод, следствие.

     Между обеими частями можно вставить союз так что: 

      Стало светать, так что можно было рассмотреть отдельные предметы .

     Схема :  […] – [следствие, вывод].

       !!!  Таким образом, умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и определять интонационные особенности этих предложений необходимо не только для правильного выбора знаков препинания в указанных конструкциях, но и грамотного синтаксического и пунктуационного разбора бессоюзных сложных предложений.

      Домашнее задание :

          - Записать  2 предложения и выполнить их полный синтаксический и пунктуационный  анализ.

     Дневные звёзды никогда не видны в небе : их затмевает солнце.

     Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце ; капли , падая с них , звонко ударяли об лёд ; по всем улицам пела капель.


        Ребята,  пользуйтесь планами разборов !








Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс