19 марта 2025 год русский язык 9 - А класс
Добрый день, ребята ! Начинаем урок русского языка.
Девятнадцатое марта
Тема. Синтаксический и пунктуационный анализ БСП
1. Повторение порядка синтаксического и пунктуационного разбора БСП
И для синтаксического, и для пунктуационного разбора бессоюзного сложного предложения нам нужно знать следующее:
· Первое – обозначить части бессоюзного предложения.
· Второе – подчеркнуть основы.
· Третье – начертить схему предложения.
1. Для синтаксического разбора нам ещё понадобится:
· - охарактеризовать всё бессоюзное предложение;
· - назвать тип связи;
· - обозначить отношения между частями;
· - охарактеризовать особенности интонации.
2.Для пунктуационного разбора нам нужно:
· а ) Охарактеризовать знак в конце бессоюзного предложения и назвать причину, по которой он там стоит.
· б) Охарактеризовать знак или знаки между частями бессоюзного предложения. Назвать функцию каждого знака.
· в) Охарактеризовать все остальные знаки в бессоюзном предложении.
· г ) Назвать функцию каждого знака.
2. Упражнения
1) Выберите нужный знак препинания .
Прочитайте предложения, подумайте, какой знак препинания нужно поставить в каждом предложении. После каждого предложения в скобках впишите этот знак препинания.
1. Мужественный человек страдает, не жалуясь (?) слабый человек жалуется, не страдая.
2. Великий дар – стойкость души (?) с нею ничего не страшно.
3. Я оглянулся(?)позади белели снеговые вершины.
4. Туман рассеялся (?) стало видно русло горной реки.
5 .Он тосковал в городе (?) его неудержимо тянуло в горы.
6. Где-то, очень далеко, всполохнулась и завозилась в кустах птичка(?) донеслось звонкое, тревожное ржание коня.
7. В долине было очень жарко (?) за весь июль не выпало ни одного дождя.
8. По траве низко стлались седые клочья тумана(?) они пропадали из глаз и опутывали нас сыростью.
9. Есть цель (?) обязательно добьёшься желаемого .
10. Я понял(?) мы сможем покорить эту вершину.
Ваш ответ будет таким : 1 (-), 2 ( ), 3 ( ) . 4 ( ), 5 ( ), 6 ( ) , 7 ( ), 8 ( ), 9 ( ) , 10 ( ) .
В скобках - знак препинания предложения. ( записать)
3. Устно. Прочитайте теоретический материал, пользуйтесь им в работе.
Завершающим этапом при изучении бессоюзных сложных предложений является синтаксический разбор, который позволяет свести воедино все знания о предложении как простом, так и сложном.
План синтаксического разбора БСП
1. Определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
2. Выделить простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.
3. Указать вид связи между простыми предложениями в составе сложного (союзная или бессоюзная).
4. Если связь между частями сложного предложения бессоюзная, то отметить смысловые отношения (перечисления, пояснения, дополнения, причины, условия, времени, противопоставления (сопоставления) и следствия), а также особенности интонации.
5. Далее работать с каждым простым предложением в составе сложного, указывая вид предложения: по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное); двусоставное или односоставное, полное оно или неполное, осложненное или неосложненное.
6. Составить схему предложения.
[ Сильный ветер внезапно загудел в вышине ], [деревья забушевали ] , [крупные капли дождя резко застучали , зашлёпали по листьям ] .
Это предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске – невосклицательное, сложное, состоит из трех частей.
Первая грамматическая основа – ветер загудел, вторая – деревья забушевали, третья – капли застучали, зашлепали.
Связь между простыми предложениями в составе сложного – бессоюзная; основное средство связи – интонация.
Отношения между простыми предложениями в сложном – перечислительные.
Такие предложения читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.
Первое простое предложение «Сильный ветер внезапно загудел в вышине» – распространенное, двусоставное, полное, неосложненное.
Второе простое предложение «деревья забушевали» – нераспространенное, двусоставное, полное, неосложненное.
Третье простое предложение «крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям» – распространенное, двусоставное, полное, осложнено однородными сказуемыми.
Схема: […], […], […].
Синтаксис тесно связан с другой лингвистической наукой – пунктуацией, изучающей знаки препинания, их назначение и правильную постановку в предложении.
План пунктуационного разбора БСП
1. Знаки завершения.
2. Знаки разделения между простыми предложениями в сложном бессоюзном.
3 . Знаки разделения и выделения в каждом простом предложении в составе сложного.
Рассмотрим следующий пример.
[Стало светать] – [можно было рассмотреть отдельные предметы].
В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.
Между частями сложного бессоюзного предложения ставится знак разделения – тире, поскольку вторая часть содержит вывод, следствие.
Между обеими частями можно вставить союз так что:
Стало светать, так что можно было рассмотреть отдельные предметы .
Схема : […] – [следствие, вывод].
!!! Таким образом, умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и определять интонационные особенности этих предложений необходимо не только для правильного выбора знаков препинания в указанных конструкциях, но и грамотного синтаксического и пунктуационного разбора бессоюзных сложных предложений.
Домашнее задание :
- Записать 2 предложения и выполнить их полный синтаксический и пунктуационный анализ.
Дневные звёзды никогда не видны в небе : их затмевает солнце.
Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце ; капли , падая с них , звонко ударяли об лёд ; по всем улицам пела капель.
Ребята, пользуйтесь планами разборов !
Комментарии
Отправить комментарий