09 ноября 2021год внеурочная деятельность "Теория и практика сочинений разных жанров " 11- Б, 11-А класс
11 - Б на 9 ноября ( вторник )
11 -А на 11 ноября ( четверг )
Девятое ноября ( Одиннадцатое ноября )
Теоретический материал
Тема. " Расшифровка" информации текста
Формулировка одной из проблем исходного текста
Проблема текста - это предмет обсуждения,вопрос,над которым рассуждает автор.
Выявление и формулировка проблемы - важнейший этап работы над сочинением.Вы будете работать только с одной проблемой.
Типы проблем :
- философские ;
- социальные;
-политические;
- нравственные;
-экологические;
- эстетические.
Выявление проблемы - это всегда процесс обобщения.
Алгоритм выявления проблемы ;
1) Выявить основную мысль текста.
2)Записать её в виде законченного предложения.
3)Определить, на какой вопрос отвечает это предложение ?
4)Запишите этот вопрос,который и является проблемой текста.
Обычно текст содержит 2-3 проблемы, каждая из которых может стать основой сочинения.
Какую проблему выбрать ?
Выбор проблемы определяется ответами на два вопроса :
-Какая проблема находится в центре внимания автора ?
- К какой проблеме проще подобрать весомые аргументы?
Есть несколько способов формулирования проблемы :
1.Сформулировать самостоятельно своими словами так :
ПРОБЛЕМА +существ. ( словосочетание) в Р.п.
Например : Автор поднимает проблему долга.
2.Процитировать ( найти в тексте авторскую формулировку проблемы и оформить цитатой)
3.Указать номера предложений из текста .
Если в тексте есть авторская формулировка,то можно указать номера предложений, в которых сформулирована эта проблема.
Запомните :
Проблема ( чего ? ) смысла жизни.
Вопрос ( о чём ? ) о смысле жизни.
ЗАДАНИЯ:
1. Определить, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствия.
1. В чём опасность политики национализма ? А. Филоссфская
2.Можно ли избежать национальной несправедливости ? Б. Политическая
3.В чём смысл человеческой жизни ? В. Экологическая
4.Нужно ли заботиться об окружающих людях ? Г. Нравственная
5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы ? Д.Социальная
2.Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.
Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо.Познание доставляло подлинное удовлетворение.Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности.И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое,создаёт.Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами,полководцами, а теми, кто создал топор,колесо,самолет, кто нашел злаки ,следил за звездами, кто открыл железо,полупроводники,радиоволны.
(Д.Гранин)
1.Что такое гармония ?
2. Какова роль познания в процессе развития человека и человечества ?
3. Каковы границы познания окружающего мира?
4. Каковы перспективы технического прогресса?
3. Прочитайте текст. Укажите проблему ,которая не рассматривается автором.
У человека самая яркая пора - детство. Все,что связанно с детством кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит это золотая, но увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания , но какие сладкие , какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды,перенесенные в детстве не представляются потом ужасными , но окрашиваются, в смягчающий ,примиряющий свет.
(В.Солоухин)
1. Какова роль детства в жизни человека ?
2. Почему всё,что связанно с детством, представляется прекрасным?
3. Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?
4. Какое влияние на формирование личности ребёнка оказывают родители ?
Комментарии
Отправить комментарий