09 ноября 2021год внеурочная деятельность "Теория и практика сочинений разных жанров " 11- Б, 11-А класс

                                                11 - Б   на 9 ноября (  вторник )

                                                 11 -А  на 11 ноября ( четверг )

                                                                 Девятое ноября      ( Одиннадцатое  ноября )

                                                     Теоретический материал

          Тема.                       " Расшифровка" информации текста

                                    Формулировка одной из проблем исходного текста 

                       Проблема текста - это предмет обсуждения,вопрос,над которым рассуждает автор.

 Выявление и формулировка проблемы - важнейший этап работы над сочинением.Вы будете     работать только с одной проблемой.

                       Типы проблем :

-  философские ;

- социальные;

-политические;

- нравственные;

-экологические;

- эстетические.

              Выявление проблемы - это всегда процесс обобщения.

                        Алгоритм выявления проблемы ;

          1) Выявить основную мысль текста.

          2)Записать её в виде законченного предложения.

          3)Определить, на какой вопрос отвечает это предложение ?

          4)Запишите этот вопрос,который и является проблемой текста.

  Обычно текст содержит 2-3 проблемы, каждая из которых может стать основой сочинения.

               Какую проблему выбрать ?

Выбор проблемы определяется ответами на два вопроса :

             -Какая проблема находится в центре внимания автора ?

            - К какой проблеме проще подобрать весомые аргументы?

  Есть несколько способов формулирования проблемы :

          1.Сформулировать самостоятельно своими словами так :

                           ПРОБЛЕМА +существ. ( словосочетание) в Р.п.

  Например : Автор поднимает проблему долга.

          2.Процитировать ( найти в тексте авторскую формулировку проблемы и оформить цитатой)

          3.Указать номера предложений из текста .

       Если в тексте есть авторская формулировка,то можно указать номера предложений, в                     которых сформулирована эта проблема.

 Запомните :

      Проблема  ( чего ? ) смысла жизни.

       Вопрос  ( о чём ? ) о смысле жизни.

  ЗАДАНИЯ:

       1. Определить, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствия.

1. В чём опасность политики национализма ?                              А. Филоссфская

2.Можно ли избежать национальной несправедливости ?            Б. Политическая

3.В чём смысл человеческой жизни ?                                              В. Экологическая

4.Нужно ли заботиться об окружающих людях ?                            Г. Нравственная

5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы ?         Д.Социальная

          2.Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.

                   Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо.Познание доставляло подлинное удовлетворение.Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности.И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое,создаёт.Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами,полководцами, а теми, кто создал топор,колесо,самолет, кто нашел злаки ,следил за звездами, кто открыл железо,полупроводники,радиоволны. 

                                                                                                                                  (Д.Гранин)

1.Что такое гармония ?

2. Какова роль познания в процессе развития человека и человечества ?

3. Каковы границы познания окружающего мира?

4. Каковы перспективы технического прогресса?

           3. Прочитайте текст. Укажите проблему ,которая не рассматривается автором.

                    У человека самая яркая пора - детство. Все,что связанно с детством кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит это золотая, но увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания , но какие сладкие , какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды,перенесенные в детстве не представляются потом ужасными , но окрашиваются, в смягчающий ,примиряющий свет. 

                                                                                                                                    (В.Солоухин)

 1. Какова роль детства в жизни человека ?

2. Почему всё,что связанно с детством, представляется прекрасным?

3. Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?

4. Какое влияние на формирование личности ребёнка оказывают родители ?


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

15.02.2023 урок литературы 7-А класс

03 апреля 2023 год урок литературы 7 - А класс

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс