05 сентября урок русского языка 5-Б класс
Здравствуйте, ребята ! Начинаем урок русского языка. Сегодня мы вспомним звуки и буквы, узнаем, что такое транскрипция и орфограмма, будем работать с учебником и выполнять как устные, так и письменные задания. Будем выполнять вместе и самостоятельно.
Я буду объяснять , а вы внимательно читать, думать и выполнять. Раскройте тетради и запишите :
Пятое сентября
Классная работа
Тема: Звуки и буквы. Орфограмма
Каждый урок мы будем начинать с каллиграфической минутки, поэтому первые 3-4 строчки записывать буквы, слова, предложения.Если вы забыли , как правильно пишется та или иная буква, то на обложке сзади увидите алфавит строчных и маленьких букв-образцов. Пользуйтесь им.Сегодня повторяем буквы А ,а и слова с ними.
Аа ; аллея ; Алчевск ( по строчке )
Алла, апельсин, арена, ароматный, Артек
Ребята, не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся.Эта особенность присуща и многим другим языкам.
Как вы думаете, почему так происходит ? Попробуем обсудить этот вопрос вместе.
1. Работа с учебником, § 6, с. 14.
Упр.20. Прочитайте задание, а потом текст.
- Почему старания Васьки вызывают улыбку ? ( Он уверен, что все слова в русском языке пишутся не так, как произносятся. В этом его ошибка. )
В русском языке не всегда написанные слова соответствуют их произношению. Для этого используют особую запись, которая и называется транскрипцией.
Транскрипция - запись слов в соответствии с произношением.
В русском языке есть слова, в которых совпадают и произношение, и написание, а есть слова, в которых произношение и написание не совпадают. Рассмотрим примеры из упражнения 22.
2. Запишите слова в столбик , а рядом укажите его транскрипцию ( т.е. произношение) :
игра - [ и г р а ]
книга - [ к н' и г а ]
мир - [ м' и р ]
спор - [ с п о р ]
успех- [ у с п' э х ]
Вы видите, что эти слова пишутся по произношению. А теперь запишем такие слова :
варежки - [ в а р' и ш к' и ]
коньки - [ к а н' к 'и ]
метель - [ м' и т' э л ' ]
снег - [ с н' э к ]
снежки - [ с н' э ш к' и ] Припишите транскрипцию этих слов.
Для правильного произношения этих слов нужна транскрипция!!!
3. Упр. 22 ( устно ). Придумайте 3 слова, в которых произношение не расходится с написанием и 3слова , когда произношение расходится с написанием.
ЗАПОМНИТЕ ЗНАКИ ТРАНСКРИПЦИИ :
- слово в скобках ;
- знак мягкости согласного;
- ударение в словах.
4. Работа с тестами.
Даны задания. В каждом даны 4 варианта ответа, а вам нужно выбрать один из них и записать это слово.
1) Какое слово пишется так , как произносится ?
а) заяц ; б) краб ; в) игла ; г) сбор.
2)Выберите слово , которое пишется по произношению.
а) варежки ; б) дом ; в) сентябрь ; г) прорубь.
3) Какое слово пишется не так, как произносится.
а) угол ; б) спор ; в) игра ; г) куль.
4. В каком слове написание и произношение совпадают ?
а )коньки ; б) слива ; в ) дружок ; г ) рассказ.
4.Знакомство с понятием ОРФОГРАММА. Учебник , § 7 , с. 16-17.
1) Прочитайте материал на с.16 под § 7. Значит , давайте выучим наизусть, что такое орфограмма
Орфограмма - это буква, написание которой определяется правилами.!!!
2) Упр. 25, письменно
3) Самодиктант .Запишите слова, вставьте пропущенные орфограммы - буквы.Орфограммы подчеркните.
Р.са, ч.сы , щ.ка , л.довый, ч.лок, в.сна, ц.ркуль, л.сток.,
Ребята, запомните ! Орфограммы - буквы находятся в корне слова , в приставках, суффиксах и окончаниях .
Об этом прочитайте на с. 17, где приведены примеры.
Домашнее задание . Упр.28, знать правила § 6, 7 ( что такое транскрипция и орфограмма , их написание )
Комментарии
Отправить комментарий