29.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс
Здравствуйте, ребята! Продолжаем урок развития речи, на котором познакомимся с главной и второстепенной информацией текста.
Главная и второстепенная информация текста
1. Словарная работа. Повторение правописания разделительного ь и ъ знаков.
Давайте вспомним, что разделительный ь знак пишется в корне слов и показывает, что согласный не сливается с гласным.
Разделительный ъ знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласный и перед буквами е, ё, ю, я. При выполнении разбора слов по составу ъ является частью приставки, поэтому выделяя приставку выделяем и ъ знак. Запишите слова, вставьте нужный знак.
Солов...и, под...ём, п...еса, раздол...е, об...явление, об...ём, п...ют, раз...яснить, сем...я, под...ехать, бел...ё, в...южный.
2. Запишем слова для переноса и запомним их.
Разъ-яснить, соловь-ёв, объ-ём, вьюж-ный, разъ-ём, объ-явление.
3. Работа над новым материалом.
В тексте всегда бывает главная и второстепенная информация. Их нужно отличать друг от друга. Сейчас мы с вами рассмотри пошагово всё, что касается нашей темы.
1) Основная и второстепенная информация.
2) Информация:
- Главная (та, без которой не был бы понятен авторский замысел (ключевые слова)).
- Второстепенная ( повторы, подробности, детали, примеры).
3) Приёмы сжатия текста: замены, исключения, слияния.
4) Слияние. Слияние нескольких предложений в одно.
5) Исключение:
- исключение отдельных слов, словосочетаний, вводных слов и конструкций, уточняющих члены предложений;
- исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов;
- исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную информацию, подробности, детали;
- удаление поясняющих конструкций (однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений).
6) Замены:
- однородных членов обобщающим наименованием;
- фрагмента предложения синонимичным предложением;
- предложение или его части указательным местоимением (тот, этот, столько);
- предложений или его части определительным (всякий, каждый, любой) или отрицательным (никто, ничто, ничей) местоимением с обобщающим значением.
7) Обобщение:
- близкие по смыслу предложения внутри абзаца;
- ряд однородных членов.
8) Пример сжатия текста. Прочитайте текст и уберите второстепенную информацию.
Полный текст
Уметь спорить с достоинством
В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и ... самоуважение.
Комментарии
Отправить комментарий