29.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

     Здравствуйте, ребята! Продолжаем урок развития речи, на котором познакомимся с главной и второстепенной информацией текста.

Двадцать девятое сентября
Классная работа
Тема. Развитие речи
Главная и второстепенная информация текста

1. Словарная работа. Повторение правописания разделительного ь и ъ знаков.

Давайте вспомним, что разделительный ь знак пишется в корне слов и показывает, что согласный не сливается с гласным.

Разделительный ъ знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласный и перед буквами е, ё, ю, я. При выполнении разбора слов по составу ъ является частью приставки, поэтому выделяя приставку выделяем и ъ  знак. Запишите слова, вставьте нужный знак.

    Солов...и, под...ём, п...еса, раздол...е, об...явление, об...ём, п...ют, раз...яснить, сем...я, под...ехать, бел...ё, в...южный.

2. Запишем слова для переноса и запомним их.

Разъ-яснить, соловь-ёв, объ-ём, вьюж-ный, разъ-ём, объ-явление.

3. Работа над новым материалом.

    В тексте всегда бывает главная и второстепенная информация. Их нужно отличать друг от друга. Сейчас мы с вами рассмотри пошагово всё, что касается нашей темы.

1) Основная и второстепенная информация.

2) Информация:

- Главная (та, без которой не был бы понятен авторский замысел (ключевые слова)).

- Второстепенная ( повторы, подробности, детали, примеры).

3) Приёмы сжатия текста: замены, исключения, слияния.

4) Слияние. Слияние нескольких предложений в одно.

5) Исключение:

- исключение отдельных слов, словосочетаний, вводных слов и конструкций, уточняющих члены предложений;

- исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов;

- исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную информацию, подробности, детали;

- удаление поясняющих конструкций (однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений).

6) Замены:

- однородных членов обобщающим наименованием;

- фрагмента предложения синонимичным предложением;

- предложение или его части указательным местоимением (тот, этот, столько);

- предложений или его части определительным (всякий, каждый, любой) или отрицательным (никто, ничто, ничей) местоимением с обобщающим значением.

7) Обобщение:

- близкие по смыслу предложения внутри абзаца;

- ряд однородных членов.

8) Пример сжатия текста. Прочитайте текст и уберите второстепенную информацию.

    Полный текст

    Уметь спорить с достоинством

    Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведёт дискуссию, спорит отстаивая свои убеждения.
    В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и ... самоуважение.
 
Сжатый текст для пересказа

Уметь спорить с достоинством
    Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию.
    В споре обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость.

4. Работа с учебником. Текст упр.452.
- Вдумчиво и осмысленно прочитайте текст.
- Определите главную мысль текста . Это и есть главная информация (первый абзац).
- Спишите первый абзац. Выделите грамматические основы предложений.
- Из второго абзаца выпишите слова с пропусками и скобками.

Д/З. Упр. 452, с.181. Списать третий абзац, выполнить задание.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

15.02.2023 урок литературы 7-А класс

03 апреля 2023 год урок литературы 7 - А класс

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс