30 сентября 2022 год урок литературы 11 - Б класс
Здравствуйте, ребята ! Начинаем урок литературы. На прошлом уроке я дала темы сочинений по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна. Вы должны выбрать одну из тем, предложенных мною.
Для написания сочинения даю 3 плана. Эпиграфы подберите сами
Тема 1. Истинные и мнимые ценности в изображении И.А.Бунина
План
I. И.А. Бунин и общечеловеческие ценности .
( дать краткую историю вопроса об идеалах красоты, добра, истины, выработанные человечеством и отражённые в его культуре ; противопоставление этим ценностям сиюминутных благ 6 богатства, власти,плотских удовольствий )
II. Традиции русской литературы в творчестве И.А. Бунина :
1. Главные темы его творчества :Родина, любовь, смерть.
2. Изображение России как основы жизни :
а) элегическое описание уходящей дворянской и крестьянской культуры в " Антоновских яблоках ";
б) размышление о России в повести " Деревня ";
в) боль за гибнущую Россию в " Окаянных днях "; свежесть воспоминаний о России в эмиграции.
3. Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей
4. Смерть как итог, обостряющий ценность жизни.
III. Особенности стиля Бунина , позволяющие почувствовать истинность вечных ценностей.
Тема 2. Мои мысли о прочитанном рассказе А.И. Куприна " Гранатовый браслет "
План
I. Я Вам пишу (сочинение пишется в эпистолярном стиле ( письмо - обращение к писателю)
II Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе " Гранатовый браслет ":
1. Генерал Аносов о любви
2. Обретённые чувства
3. Любовь и письмо Желткова
4. Бездушные люди
5. Последнее письмо
6. Соната номер два
III. М.Горький о любви. Значение рассказа " Гранатовый браслет "
Тема 3. " Что это было : любовь или сумасшествие ? " ( по рассказу " Гранатовый браслет")
План
I. Тема любви в творчестве А.И.Куприна
II." Что это было : любовь или сумасшествие ? "
1. Глубина чувств Желткова
2. Последнее письмо Желткова
3. Отношение мужа Веры к чувствам и письмам Желткова
III. Значение рассказа " Гранатовый браслет "
А теперь перейдём к теме нашего урока.
Тридцатое сентября
Классная работа
Тема. А.И.Куприн. Повесть " Олеся "
Воплощение нравственного идеала в повести " Олеся "
1.Дать письменные ответы на вопросы по творчеству А.И. Куприна( на листочках двойных )
1) Какая важная тема литературы ХХ века воплощена в повести " Олеся " ?
2) Какова главная тема повести " Гранатовый браслет " ?
3) Какие темы соединяются в повести А.И. Куприна " Олеся "?
4) Влияние какого цикла рассказов И.С.Тургенева испытывает " Олеся " и другие произведения полесского цикла Куприна ?
5) Какой рефрен ( повтор слов ) слышался в музыке княгине Вере в конце повести "Гранатовый браслет "?
6) Какую роль в композиции повести " Олеся " играют картины природы ?
7) Ссылка на произведение какого композитора стоит в эпиграфе к повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет "?
8) В чём символическое значение гранатового браслета в одноимённой повести Куприна ?
9) Выберите три утверждения, соответствующие содержанию произведений Куприна :
а) В повести " Олеся " антитезой цивилизованному корыстному миру является природа.
б) Образ Шурочки Николаевой - идеал А.И.Куприна.
в) Олеся обладала репутацией потомственной ведьмы.
г) Иван Тимофеевич женился на Олесе.
д) Герой повести " Гранатовый браслет " Желтков был телеграфистом.
2. Работа над темой урока
_ Повесть "Олеся" была написана после пребывания Куприна в Рязанской губернии, в лесной глуши Полесья.
Писатель всегда тяготел к раскрытию ценности естественных чувств человека, не искажённых современной цивилизацией, и любви, как вечного светлого начала, которое способно возвысить душу любящего.
История любви Ивана Тимофеевича и Олеси разворачивается на фоне красоты дикой полесской природы.
3. Просмотр видеоурока по теме " А.И.Куприн ."Олеся".Воплощение нравственного идеала в повести" по ссылке :https://www.youtube.com/watch?v=Fk1aLtgAYFM
4. На основании прочитанной повести и просмотренного видеоурока попробуйте ответить на вопросы.
_С какой целью отправился в лесную глушь герой-рассказчик ?
_Назовите основные черты натуры Олеси. Найдите в повести характеристику героини, описание её способностей.
_Отметьте пейзажные зарисовки, которые помогают развитию темы любви.
_Как местные жители относятся к Мануйлихе и её внучке ?
_А каково отношение рассказчика к жителям Полесья ?
_ С самого зарождения отношений Олеси и героя-рассказчика их не покидает предчувствие беды. Почему ? Подберите соответствующую цитату для ответа.
_Как вы считаете, что погубило Олесю :
- жестокость местных жителей или
- безволие и внутренняя несостоятельность героя ?
5. Построение сюжета повести "Олеся"
а) картины жизни и картины природы связаны в единый поток;
б) сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича ;
в) любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной, в то время ,как любовь Ивана Тимофеевича постепенно убывает, он почти боится её оттягивает объяснение сделать предложение.
-Тема " волшебной" любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна , - темой недостижимости счастья.
- Какова же идея повести ?
- Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.
Давайте подведём итоги..
"Дитя природы" Олеся обладает огромным внутренним потенциалом, по своему нравственному развитию она намного превосходит "городского" человека Ивана Тимофеевича, доброго, но робкого и нерешительного.
В центре внимания Куприна в повести "Олеся" _ испытание человека Культуры любовью к женщине, которая воплощает Природу. Сюжет не нов , но каждый раз трагичен.
Домашнее задание. Подготовить материал для написания сочинения по одной из предложенных тем ( темы в блоге за 29 сентября) ( черновик )
Ребята! Сдавайте работы на проверку. Пишите в рабочих тетрадях темы и выполняйте задания.
Комментарии
Отправить комментарий