30 сентября 2022 год урок литературы 11 - Б класс

 Здравствуйте, ребята ! Начинаем урок литературы. На прошлом уроке я дала темы сочинений по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна. Вы должны выбрать одну из тем, предложенных мною.

Для написания сочинения даю 3 плана. Эпиграфы подберите сами

Тема 1. Истинные и мнимые ценности в изображении И.А.Бунина

                                                        План

I. И.А. Бунин и общечеловеческие ценности .

( дать краткую историю вопроса об идеалах красоты, добра, истины, выработанные человечеством и отражённые в его культуре ; противопоставление этим ценностям сиюминутных благ 6 богатства, власти,плотских удовольствий )

II. Традиции русской литературы в творчестве И.А. Бунина :

1. Главные темы его творчества :Родина, любовь, смерть.

2. Изображение России как основы жизни :

а) элегическое описание уходящей дворянской и крестьянской культуры в " Антоновских яблоках ";

б) размышление о России в повести " Деревня ";

в) боль за гибнущую Россию в " Окаянных днях "; свежесть воспоминаний о России в эмиграции.

3. Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей

4. Смерть как итог, обостряющий ценность жизни.

III. Особенности стиля Бунина , позволяющие почувствовать истинность вечных ценностей.

Тема 2. Мои мысли о прочитанном рассказе А.И. Куприна " Гранатовый браслет "

                                                    План

I. Я Вам пишу (сочинение пишется в эпистолярном стиле ( письмо - обращение к писателю)    

II  Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе " Гранатовый браслет ":

1.  Генерал Аносов о любви

2.  Обретённые чувства

3.  Любовь и письмо Желткова

4.  Бездушные люди

5.  Последнее письмо

6.  Соната номер два

III. М.Горький о любви. Значение рассказа " Гранатовый браслет "

Тема 3. " Что это было : любовь или сумасшествие ? " ( по рассказу " Гранатовый браслет") 

                                                        План

I. Тема любви в творчестве А.И.Куприна 

II." Что это было : любовь или сумасшествие ? "

1.  Глубина чувств Желткова

2.  Последнее письмо Желткова

3.  Отношение мужа Веры к чувствам и письмам Желткова

III. Значение рассказа " Гранатовый браслет "

А теперь перейдём к теме нашего урока.

                                                 Тридцатое сентября

                                                      Классная работа

Тема.                             А.И.Куприн. Повесть " Олеся "

                Воплощение нравственного идеала в повести " Олеся "

1.Дать письменные ответы на вопросы по творчеству А.И. Куприна( на листочках двойных )

   1) Какая важная тема литературы ХХ века воплощена в повести " Олеся " ?

   2) Какова главная тема повести " Гранатовый браслет " ? 

   3) Какие темы соединяются в повести А.И. Куприна " Олеся "?

   4) Влияние какого цикла рассказов И.С.Тургенева испытывает " Олеся " и другие                                 произведения  полесского цикла Куприна ?

   5) Какой рефрен ( повтор слов ) слышался в музыке княгине Вере в конце повести                           "Гранатовый браслет "?

   6) Какую роль в композиции повести " Олеся " играют картины природы ?

   7) Ссылка на произведение какого композитора стоит в эпиграфе к повести А.И. Куприна                  "Гранатовый браслет "?

   8) В чём символическое значение гранатового браслета в одноимённой повести  Куприна ?

   9) Выберите три утверждения, соответствующие содержанию произведений Куприна :

       а) В повести " Олеся " антитезой цивилизованному корыстному миру является природа.

       б) Образ Шурочки Николаевой - идеал А.И.Куприна.

        в) Олеся обладала репутацией потомственной ведьмы.

        г) Иван Тимофеевич женился на Олесе.

        д) Герой повести " Гранатовый браслет " Желтков был телеграфистом.

2. Работа над темой урока

_ Повесть "Олеся" была написана после пребывания Куприна в Рязанской губернии, в лесной       глуши Полесья. 

   Писатель всегда тяготел к раскрытию ценности естественных чувств человека, не искажённых современной цивилизацией, и любви, как вечного светлого начала, которое способно возвысить душу любящего.

    История любви Ивана Тимофеевича и Олеси разворачивается на фоне красоты дикой полесской природы.

3. Просмотр видеоурока по теме " А.И.Куприн ."Олеся".Воплощение нравственного идеала в повести" по ссылке :https://www.youtube.com/watch?v=Fk1aLtgAYFM 

4. На основании прочитанной повести и просмотренного видеоурока попробуйте ответить на вопросы.

_С какой целью отправился в лесную глушь  герой-рассказчик ?

_Назовите основные черты натуры Олеси. Найдите в повести характеристику героини, описание   её способностей.

_Отметьте пейзажные зарисовки, которые помогают развитию темы любви.

_Как  местные жители относятся к Мануйлихе и её внучке ?

_А каково отношение рассказчика к жителям Полесья ?

_ С самого зарождения отношений Олеси и героя-рассказчика  их не покидает предчувствие           беды. Почему ? Подберите соответствующую цитату для ответа.

 _Как вы считаете, что погубило Олесю :

    - жестокость местных жителей                   или

    - безволие и внутренняя несостоятельность героя ?

5. Построение сюжета повести "Олеся"

а) картины жизни и картины природы связаны в единый поток;

б) сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича ;

в) любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной, в то время ,как любовь Ивана Тимофеевича постепенно убывает, он почти боится её оттягивает объяснение сделать предложение.

-Тема " волшебной" любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна , -            темой недостижимости счастья.

- Какова же идея повести ?

- Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.


Давайте подведём итоги..

"Дитя природы" Олеся обладает огромным внутренним потенциалом, по своему нравственному развитию она намного превосходит "городского" человека Ивана Тимофеевича, доброго, но робкого и нерешительного.

В центре внимания Куприна в повести "Олеся" _ испытание человека Культуры любовью к женщине, которая воплощает Природу. Сюжет не нов , но каждый раз трагичен.


Домашнее задание.                Подготовить материал для написания сочинения по одной из                                                               предложенных тем ( темы в блоге за 29 сентября) ( черновик )

                                    

Ребята! Сдавайте работы на проверку. Пишите в рабочих тетрадях темы и выполняйте задания.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

15.02.2023 урок литературы 7-А класс

03 апреля 2023 год урок литературы 7 - А класс

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс