30 сентября 2022 год урок русского языка 5 - Б класс
Тридцатое сентября
Классная работа
Тема. Развитие речи
Средства связи предложений и частей текста
Ребята, свой урок начнём с каллиграфической минутки.
1. Каллиграфическая минутка
Уу ур ут ум уч чу ун оу ау Ул су щу
утро тут щучка учитель молчун сучок умный Ульяна урок
2. Работа над темой урока
Вы, ребята,уже знаете, что предложения связаны со смыслу и грамматически.
Какими же бывают срЕдства грамматической связи предложений ?
Прочитайте следующие тексты, обращая внимание на выделенные слова.
1) В зоопарк привезли новенькую. Привезли её в закрытом ящике. Ящик был сбит из досок, а чтобы проходил воздух, просверлили дырочки. Из дырочек торчали розовые пальчики. Пальчики старательно пытались оторвать доски. Но доски были так крепко сбиты, что оторвать их было невозможно.
2) Олень спрятался от охотников в винограднике .Когда охотники миновали его, олень стал объедать виноградные листья. Охотники приметили, что листья шевелятся, и думают : "Не зверь ли тут под деревьями ?" - выстрелили и ранили оленя. Олень и говорит : "Поделом мне за то , что я хотел съесть листья, те самые, которые спасли меня".
_ Как видите, ребята, в текстах для грамматической связи предложений используются лексические повторы , то есть повторение одних и тех же слов (привезли, ящик, дырочки, пальчики, доски, охотники, листья) ; синонимические замены, то есть замена близкими по значению словами ( олень - зверь), местоимения ( новенькую - её ; олень - его) ; союзы ( когда ).
Это грамматические средства связи. Кроме того, к средствам грамматической связи относятся наречия, указывающие на время и последовательность событий ( однажды, когда-то.затем, вскоре и др. ) ; однокоренные слова ( весна, весенний, весной ) и некоторые другие слова, словосочетания и конструкции.
3. Самостоятельная работа . Составьте из данных предложений текст.
-.Какие средства связи использованы в вашем тексте? (Ответьте устно)
- Озаглавьте текст и запишите заглавие.
1) Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в старую траву.
2) Листья падали день и ночь.
3) Начался листопад.
4) Этот дождь шёл неделями.
5) Леса моросили дождём облетевшей листвы.
Спишите полученный текст. В каждом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.
Номера предложений писать не нужно! Это работа на оценку, которая пойдёт в журнал.
Домашнее задание. Ребята! Сегодня я запишу вам предложения, а вы их перепишите в тетрадь,выполняя задания и пользуясь материалом, который изучили в классе сегодня.
Это и будет домашним заданием и тоже на оценку в журнал.
-Ребята! Перед вами предложения.
- Подумайте, в каких случаях лучше повторить слово, в каких - употребить местоимение, а в каких - синоним. Спишите эти предложения в тетрадь вот так :
Тридцатое сентября
Домашняя работа
Упражнение
Учитель сел за стол. Сейчас ....... меня вызовет.
Маша подошла к трибуне. ........ заметно волновалась.
На коряге сидела лягушка. Рядом с ........ лежала стрела.
В лесу Колобок повстречал Волка. ........... говорит: "Я тебя съем ".
Мама купала дочку. ......... хлопала по воде ладошкой.
( каждую пару предложений пишите с новой строки от начала )
Комментарии
Отправить комментарий