17 октября 2022 год онлайн урок по русскому языку 7-А класс
Здравствуйте, ребята ! Сегодня мы проводим урок онлайн по русскому языку, на котором рассмотрим такой жанр официально-делового стиля как инструкция. Будьте внимательны !
Семнадцатое октября
Классная работа
Тема. Инструкция
1. Словарная работа. Орфоэпическая минутка. Произнесите слова вслух , запишите, поставьте ударение и запомните произношение.
ИнстрУкция , обеспЕчение , опЕка , оптОвый , принУдить , сиротА или сирОты , ходАтайство; директор - директоры, инструктор - инструкторы.
2. Работа над темой урока.
Официально-деловой стиль речи — это разновидность русского литературного языка, которая используется в оформлении документов с использованием стандартных выражений .
Официально-деловой стиль является одной из
разновидностей книжных стилей русского языка. Он принадлежит сфере деловых
отношений между государствами, учреждениями и гражданами.
В
официально-деловом стиле речи оформляется международная, государственная и
служебная документация. Этот стиль используется в переписке учреждений с
гражданами и граждан с учреждениями и оформляется письменно.
Основная цель
этого стиля — информация.
Одним из жанров официально- делового стиля является ИНСТРУКЦИЯ.
- Что же такое ИНСТРУКЦИЯ ?
Инструкция - это документ , содержащий правила, указания или руководства , устанавливающие порядок и способ выполнения.
3.ЗАДАЧА ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ:
Проинформировать, дать чёткие указания,
инструктировать, узаконить отношения между государством и гражданами.
- Как реализуется эта задача в инструкции ?
- Давайте рассмотрим пример одной из инструкций .
Инструкция
по охране труда
Работник должен:
1. Соблюдать требования по охране труда,
Правила внутреннего трудового распорядка государственного учреждения.
2. Использовать и правильно применять средства индивидуальной
и коллективной защиты.
3. Немедленно
сообщать руководителю работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью
работающих и окружающих, нарушении правил по охране труда, аварии, несчастном
случае.
Обычная форма реализации официально-делового стиля — это монолог.
4. Упражнения для наблюдения над инструкциями
- Для того, чтобы определить характерные черты делового стиля выполним упражнение для наблюдения.
а ) Задание: Прочитайте текст, укажите, в какой речевой ситуации он может быть использован. Определите стиль речи.Составьте по тексту инструкцию.
Как сохранить цветы, купленные за неделю до праздника?
Стебли цветов подрезают наискось острым ножом и ставят цветы на два часа в воду комнатной температуры. Затем заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. Через несколько дней проверяют букет. Если цветы слегка увяли, снова подрезают стебли на 1-2 сантиметра и опять держать в воде часа два. После этого цветы снова кладут в холодильник.
Каким будет стиль речи ?
-Стиль речи – деловой. - Это пример инструкции как жанра этого стиля.
Каким же будет высказывание в деловом стиле?
- Официальным, точным, бесстрастным (лишенным эмоций).
б ) Работа с текстом для составления инструкции. Выполнение теста к тексту-инструкции.
Коллективное выполнение теста. Прочитаем текст вслух.
(1)Прежде чем пустить рыбок в аквариум, надо хорошо его подготовить. (2) Налейте в аквариум доверху воды и дайте ей постоять дня два-три, чтобы исчезли разные запахи. (3) Потом вылейте воду и положите на дно хорошо промытый влажный песок слоем 5-6 см. (4) Теперь посадите в аквариум растения: можно местные, обычные для средней полосы нашей страны - роголистник, перистолистник, а можно купить в зоомагазине стрелолист. (5) Затем надо осторожно наполнить аквариум на ¾ водой, лучше через воронку, чтобы не повредить растения и не поднять со дна песок. (6) А потом можно пустить плавающие растения – риччию или ряску. (7) Итак, растения посажены, вода налита, но рыб пускать в аквариум пока рано: нужно, чтобы растения прижились, вода устоялась. (8) Лишь через несколько дней, когда вода станет прозрачной, можно заселить аквариум рыбками. (120 слов).
1. Какова задача автора данного текста?
Б) дать описание рыбок
В) дать точное указание, как подготовить аквариум для рыб
Г) выразить своё отношение к рыбкам (дать точное указание, как подготовить аквариум для рыб)
2. Какова задача автора данного текста?
А) рассказать о рыбках
Б) дать описание рыбок
В) дать точное указание, как подготовить аквариум для рыб
Г) выразить своё отношение к рыбкам (дать точное указание, как подготовить аквариум для рыб)
3. Каков стиль и тип речи текста?
А) художественный, описание
Б) научный, описание
В) официально-деловой, повествование
Г) научный, повествование (Официально - деловой, повествование)
4. Какова роль слов «прежде», «потом», «теперь», «итак», «затем» в тексте?
А) точно показать последовательность действий
В) последовательно рассказать о произошедших событиях
Г) последовательно убедить в своей правоте
5. В каком ряду слов находится побуждение к конкретным действиям?
А) потом, теперь, затем, итак
Б) пустить, подготовить, постоять, наполнить
В) налейте, дайте, вылейте, положите
Г) аквариум, растение, воронку, водой
6.Сколько в тексте глаголов повелительного наклонения?
А) 7
Б) 3
В) 5
Г) 4
7. Сколько в тексте глаголов неопределенной формы?
А) 2
Б) 7
В) 5
Г)10
8. В какой форме употреблены глаголы в пятом предложении?
А) будущее время, совершенный вид
Б) будущее время, несовершенный вид
В) неопределённая форма, совершенный вид
Г) неопределённая форма, несовершенный вид
2. Составление инструкции " Как подготовить аквариум к запуску рыбок " (письменно)
5. Работа с инструкциями (устно )
1. Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером
1. Закрыть глаза на две секунды, открыть. Повторить несколько раз.
2. Сделать несколько вращений глазами по часовой стрелке. Затем - против часовой стрелки. Повторить.
3. Сфокусировать зрение на кончике указательного пальца. Сохраняя фокусировку, переместить палец на расстояние вытянутой руки. Поднести палец к кончику носа. Повторить.
4. Посмотреть на ладонь. Перевести взгляд на удалённый предмет. Повторить.
2 .Будь осторожнее с лекарствами.
1. Драже и таблетки не должны рассыпаться или иметь трещины, царапины, пятна.
2. Мази должны легко выдавливаться из тюбика единой, не расслаивающейся густой массой.
3. Жидкие лекарства нельзя применять, если они частично испарились или содержат осадок в виде хлопьев.
4. Любые лекарственные препараты нельзя употреблять без консультации со взрослыми, лучше с врачом.
3 . Памятка для грибника.
.1. Собирайте только известные вам грибы.
2. Старые, червивые и подозрительные грибы не трогайте.
3. Пластинчатые грибы старайтесь срезать с ножкой, чтобы убедиться, что на ней нет плёнчатого кольца.
4. Никогда не пробуйте сырых грибов.
5. Лучше всего собирать грибы ранним утром.
6. Будьте в лесу заботливыми хозяевами. Не вырывайте грибы с корнем, используйте нож, чтобы не повредить грибницу.
Дом. задание. На основе предложенного текста составьте по аналогии инструкцию.
УМЕЙТЕ КУПАТЬСЯ
В жаркий летний день часто возникает желание искупаться, поплавать в чистой прохладной воде. Вода – одна из тех стихий, которые давно известны человеку. Несмотря на это, люди продолжают тонуть в реках. Купайтесь, но помните некоторые правила поведения на воде. Первое купание нужно начинать в безветренную солнечную погоду, когда вода достаточно прогрелась. Купаться можно утром и вечером и только в безопасных, специально отведенных для этого местах. Нельзя купаться одному, так как в случае беды никто не сможет вам помочь. Чтобы не случилось несчастья, знайте и соблюдайте эти простые правила. Будьте осторожны на воде!
Комментарии
Отправить комментарий