19.10.2022 г. онлайн урок по русскому языку 5-Б класс

     Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка и продолжаем работать с разделом "Фонетика". На прошлом уроке мы говорили о звуках гласных и согласных и остановились на характеристике гласных звуков. Сегодня мы продолжим знакомиться со звуками, но звуками согласными, научимся характеризовать их и записывать звуковую схему слов, которая называется транскрипцией.

Девятнадцатое октября

Классная работа

Тема.                                                          Согласные звуки

1. Каллиграфическая минутка

Аа   ал  оа   на   ос   ая   аф   Ан   Анна   арбуз   сказка   аллея   Африка

2. Словарная работа. Запишите слова, которые можно отнести к теме "Фонетика".

Русский язык, звуки, транскрипция, кавычки, фонетика, графика, орфоэпия, орфография.

3. Фонетический (звуко-буквенный)  анализ слова фонетика

ФонЕтика - 4 сл. фо-не-ти-ка.

ф - [ ф ] - согл., глух., тв.

о - [ а ] - гласн., безуд.

н - [ н ] - согл., зв., тв.

е - [ э ] - гласн., удар.

т - [ т' ] - согл., глух., мягк.

и - [ и ] - гласн., безуд.

к - [ к ] - согл., глух., тв.

а - [ а ] - гласн., безуд.

8 б.,    8 зв.

4. Запишите слова. Подчеркните буквы, которые обозначают гласные звуки.

Лиса, якорь, стол, дубок, лента, ёлка, юла, осень.

5. Работа над темой урока

а) В русском языке кроме гласных звуков есть согласные; их произносим, используя голос и шум.

При произношении согласных звуков воздух встречает препятствие, и мы не можем произнести свободно, как гласные. Прочитайте и произнесите согласные звуки.

[ б ], [ б' ], [ в ], [ в' ], [ г ], [ г' ], [ д ], [ д' ], [ ж ], [ з ], [ з' ], [ й' ], [ к ], [ к' ], [ л ], [ л' ], [ м ],[ м' ], [ н ], [ н' ], [ п ], [ п' ], [ р ], [ р' ], [ с ],[ с' ], [ т ],[ т' ], [ ф ], [ ф' ], [ х ],[ х' ], [ ц ],[ ч' ],[ ш ],[ ш:' ].

б) Согласные звуки русского язык делятся на звонкие, глухие (шумные), сонорные (звучные).

На письме согласные звуки обозначаются буквами и составляют пары по звонкости-глухости:

б - п,  в - ф,  г - к,  д - т,  ж - ш,  з - с

сонорные  - й,  л,  м,  н,  р - только звонкие

х, ц, ч, ш - только глухие

6. Упражнения.

1) Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните парные согласные.

Дом - ..от, палка - ..алка, вАта - ..атА, крот - ..рот, жить - ..ить, злой - ..лой.

2) Запишите слова, заменяя звуки буквами

Ду[п], моро[с], моло[д']ба, но[ш]ка, сла[т]кий, но[к]ти.

3) Спишите пословицы вставляя пропущенные буквы.

Береги нос, в большой моро.. . Гость хоро..., когда ре..ко вхо.. . Семь бе.. - один отве.. .

Д/з. Упр. 270. Прочитайте скороговорки и спишите их без ошибок.



 
 
 




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс