28 октября 2022 год урок литературы 11 - Б класс
Здравствуйте, ребята ! Начинаем урок литературы. Сегодня я предложу вам план для самостоятельного изучения Творчества Леонида Николаевича Андреева - " писателя редкого таланта и мужества ".
Двадцать восьмое октября
Классная работа
Тема. Леонид Николаевич Андреев ( 1871- 1919 )
Жизнь и творчество писателя
Повести " Иуда Искариот" , " Жизнь Василия Фивейского "
1. Обзор жизни и творчества писателя
\Леонид Николаевич Андреев родился 21 августа 1871 года в Орле в семье землемера и дочери польского помещика. В детстве он много читает. Его любимые писатели – Жюль Верн, Чарльз Диккенс, Лев Толстой. Позже он увлекается немецкими философами, в частности, трудами Артура Шопенгауэра.
В 1891 году Леонид поступает на юридический факультет Петербургского университета. Чтобы оплачивать учёбу, студенту, в частности, приходится подрабатывать частными уроками и рисовать портреты на заказ. В 1892 году в журнале «Звезда» выходит его первый рассказ под названием «В холоде и золоте». В этом автобиографическом произведении автор рисует картину жизни бедного голодного студента.
Диплом юриста писатель получает в Московском университете. В Петербурге его отчисляют за долги.
Активная литературная деятельность Леонида Андреева начинается в 1897 году. В это время будущий писатель служит помощником присяжного поверенного. Он публикуется в газетах «Курьер» и «Московский вестник» под псевдонимом «James Lynch». Настоящий успех приходит к нему в 1901 году с рассказом «Жили-Были» в журнале «Жизнь».
Тематика произведений Андреева нередко вызывает негодование литературных критиков. Среди прочих – скептицизм и неверие в человеческий разум, обратившие на себя внимание в рассказах «Стена» и «Бездна». Оба эти произведения объединяет ощущение кромешной тьмы и бессмысленности существования.
Ещё одна важная тема – это отношение человека к Богу. Впервые она чётко звучит в повести 1903 года «Жизнь Василия Фивейского». Замысел возникает с подачи Максима Горького и его рассказе о священнике, который приходит к отрицанию религии. В итоге в произведении ярко проявляется андреевская концепция личности: человек ничтожен перед лицом Вселенной, жизнь лишена высшего смысла, а окружающая действительность мрачна и несправедлива. Василий Фивейский терпит поражение, но вместе с тем его убеждения остаются непобежденными.
Для писателя важны не факты, не «мнимая достоверность деталей», а образ души или «кусочек психобиографии человека». В его произведениях мы не встретим характеры, у Андреева есть только одна идея как особый метод «условного реализма».
Повесть «Жизнь Василия Фивейского» – это своеобразная история душевных катаклизмов, сложные пути исканий героя и цепь жестоких испытаний его веры. Утонет его сын, сгорит дом, умрёт от ожогов жена – священник, «скрипнув зубами» громко повторяет: «Я – верю». На протяжении всего произведения автор изучает трансформацию внутреннего мира Василия. В конце концов герой обращается к Богу со словами: «Так зачем же я верил? Так зачем же ты дал мне любовь к людям и жалость? Так зачем же всю жизнь мою ты держал меня в плену, в рабстве, в оковах? Ни мысли свободной! Ни чувства! Ни вздоха! Всё одним тобою, всё для тебя. Один ты! Ну, явись же – я жду!» … «Он искал правды когда-то, и теперь он захлёбывался ею, этою беспощадною правдою страдания, и в мучительном сознании бессилия ему хотелось бежать на край света, умереть, чтобы не видеть, не слышать, не знать. Он позвал к себе горе людское – и горе пришло. Подобно жертвеннику, пылала его душа, и каждого, кто подходил к нему, хотелось ему заключить в братские объятия и сказать: “Бедный друг, давай бороться вместе и плакать, и искать. Ибо ниоткуда нет человеку помощи”».
Эту повесть высоко оценивает Александр Блок: «В нём – в Леониде Андрееве – находят нечто общее с Эдгаром По. Это до известной степени верно, но огромная разница в том, что в рассказах Андреева нет ничего “необыкновенного”, “странного”, “фантастического”, “таинственного”. Всё простые житейские случаи».Начиная с 1905 года, Андреев выступает и как прозаик, и как драматург. Писатель с восторгом приветствует первую русскую революцию: участвует в общественной жизни, работает в большевистской газете «Борьба», сотрудничает с модернистским альманахом издательства «Шиповник».
В этот период большое место в творчестве писателя занимает театр. Он пишет ряд драматических произведений, среди которых пьеса «Царь Голод». В ней Андреев обличает «сытое» общество, не готовое к изменениям, и не чуткое к страданиям других.
В 1907 году на свет выходит повесть «Иуда Искариот». Главную тему можно обозначить цитатой: «… Кто любит, тот не спрашивает, что делать! Он идёт и делает всё. Он плачет, он кусается, он душит врага и кости ломает у него! Кто любит! Когда твой сын утопает, разве ты идёшь в город и спрашиваешь прохожих: “Что мне делать? Мой сын утопает!” — а не бросаешься сам в воду и не тонешь рядом с сыном. Кто любит!».
Согласно христианским представлениям, Христос – воплощение истины, добра и красоты, а предавший его Иуда – олицетворение лжи, подлости и коварства. По свидетельству современников писателя, этот образ был загадочен для Андреева всю жизнь. «Психология предательства» — основная тема повести. Идейный конфликт в повести носит богоборческий характер: поступками Иисуса руководит любовь к людям, Иуда не любит людей. Здесь и сталкиваются два мировоззрения. Автор максимально сближает язык произведения с библейским, но нарушает сюжет: ученики Христа – люди без собственного мнения, а Иуда, хоть и двуличный, но обладает индивидуальностью.
В контексте повести смерть Иуды так же символична, как и распятие на кресте Иисуса. Крест — это схождение Добра и Зла. Обманутый людьми, Иуда добровольно покидает этот мир вслед за своим учителем.
В повести «Иуда Искариот» Леонид Андреев ставит вечные вопросы: что правит людьми? Добро или зло? Истина или ложь? Можно ли жить праведно в неправедном мире? Но однозначных ответов на эти вопросы нет. Александр Блок говорит, что в этом произведении «душа автора — живая рана».
2.Просмотр видеоурока о творчестве Л.Н. Андреева по ссылке:https://yandex.ru/video/preview/6411452348534193256
3. Выполнить выписки из видеоурока о творчестве Л.Н. Андреева ( в тетрадь)
4.Анализ повести " Жизнь Василия Фивейского"
5. Письменно ответить на вопросы плана
План
1. Идейно-художественное своеобразие рассказов Л. Андреева.
2. Размышления о смысле человеческого бытия.
3. Психологический театр Л. Андреева.
4. Жанр реалистически-бытового рассказа писателя.
Дом. задание Работа по учебнику , с. 94 - 102;
Выполнить выписки и кратко ответить на вопросы
Комментарии
Отправить комментарий