28.12.2022 г. урок по литературе 11-Б класс

 Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.

Двадцать восьмое декабря

Классная работа

Тема. В.В. Маяковский

Тема поэта и толпы в ранней лирике

Стихотворения: "А вы могли бы?", "Ночь", "Нате!", "Послушайте", "Скрипка и немножко нервно", "О дряни", "Разговор с фининспектором о поэзии", "Лиличка" (наизусть одно по выбору). 

Просмотрите видеоурокhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/3079/main/

        В мировой поэзии XX века В.Маяковскому принадлежит исключительная роль. Маяковский вошел в литературу как поэт-трибун, как «агитатор, горлан, главарь». Он действительно шагнул к нам «через лирические томики, как живой с живыми говоря».

Владимир Владимирович Маяковский прожил сложную жизнь. Умел идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, он был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность.

 

        На основе материала видеоурока, составьте сложный план. Запишите в тетрадь.

        Тезаурус (запишите в тетрадь определения):

        Авангард (от фр. avant-garde – передовой отряд) – совокупность экспериментальных направлений в искусстве, декларирующих принципиальный разрыв с традицией.

         Анапест (от греч. anapaistos – обратный дактилю, букв. – отраженный назад) – метр, образованный стопами из трех слогов с сильным местом на третьем; сильное место заполняется обязательно-ударным, слабые.

                                

 

         Амфибрахий – метр, образуемый стопами из трёх слогов с сильным местом на втором; сильное место заполняется обязательно-ударным слогом, слабые – безударными.

        Дактиль – метр, образуемый стопами из трёх слогов с сильным местом на первом; сильное место заполняется обязательно-ударным слогом, слабые – безударными.

         ЛЕФ (Левый фронт искусств) – литературно-художественное объединение, возникшее в 1923 году под руководством В. В. Маяковского. Эстетическая основа ЛЕФа – концепция литературы факта. В состав входили Б. Л. Пастернак, И. Э. Бабель, О. М. Брик и др.

        Лирика – род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство или настроение автора.

        Силлабическое стихосложение (от греч. syllabe – слог) – стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу слогов (как правило, на равном количестве слогов в строках).

        Силлабо-тоническая система стихосложения (от греч. syllabe – слог и tonos– ударение) – разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе.

         Стопа – повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого места. Стопа является единицей соизмеримости строк, обладающих метром.

        Тоническое стихосложение (от греч. tonos – ударение) –стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений (чаще на относительном равенстве ударений в строках). Количество безударных слогов между ударными произвольно.

        Хорей – метр, образованный стопами из двух слогов, с сильным местом на первом; сильное место может быть как ударно, так и безударно, слабое – только безударно, последнее сильное место в строке обязательно-ударно.

        Ямб – метр, образованный стопами из двух слогов, с сильным местом на втором; сильное место может быть как ударно, так и безударно, слабое – только безударно, последнее сильное место в строке обязательно-ударно.

 

        Прочитайте материал.

        Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец — дворянин, служил лесничим, предки — из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902-1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.).

         В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909), которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего творчества. После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы "делать социалистическое искусство". В 1911 г. Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея", который открывает в нем "гениального поэта". Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления.

        В 1915-1917 гг. Маяковский проходит военную службу в Петрограде в автошколе. 17 декабря 1918 г. поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи "Левый марш (Матросам)". В марте 1919 г. он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты ("Окна РОСТА"). В 1919 г. вышло первое собрание сочинений поэта — "Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909-1919". В конце 10-х гг. Маяковский связывает свои творческие замыслы с "левым искусством", выступает в "Газете футуристов", в газете "Искусство коммуны".

        Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта имел романтический характер. Маяковский и в советское время оставался футуристом, хотя и с новыми свойствами: "комфутом", то есть коммунистическим футуристом, а также руководителем ЛЕФа (Левого фронта искусств) (1922-1928). В 1922-1924 гг. Маяковский совершает несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и стихи о европейских впечатлениях: "Как работает республика демократическая?" (1922); "Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)" (1923) и ряд других. В Париже поэт будет и в 1925, 1927, 1928, 1929 гг. (лирический цикл "Париж"); в 1925 г. состоится поездка Маяковского по Америке ("Мое открытие Америки"). В 1925-1928 гг. он много ездит по Советскому Союзу, выступает в самых разных аудиториях. В эти годы поэт публикует многие из тех своих произведений: "Товарищу Нетте, пароходу и человеку" (1926); "По городам Союза" (1927); "Рассказ литейщика Ивана Козырева..." (1928).

 

        Россия на рубеже XIX и XX веков переживала значительные исторические потрясения. Революция вызвала стремительные перемены в культурной жизни. Многим литераторам пришлось покинуть страну, а те, кто остался, поделились на угодных и неугодных советской власти.

        Маяковский принимает революцию как футурист.

        Однако к 20-м годам XX века футуризм изживает себя как литературное течение. Маяковский это понимает. Ситуация подсказывает поэту идею образования нового журнала. Официальная поддержка партии воодушевляет Маяковского и тех, кто идёт рядом с ним, вселяет надежду на организационный успех предприятия. Так появляется «Леф» – Левый фронт искусств. Это плацдарм, с которого поэт ведёт огонь, пытаясь утвердить свой взгляд на литературу.

         После революции стих Маяковского становится всё более свободным. Обращаясь к ямбу, поэт работает с его не очень строгой формой – чередованием трёх- и четырёхстопных стихов. Язык поэзии становится ещё ближе к прозаической и даже разговорной речи. Ямб помогает выразить иронию.

 

·        Давайте вспомним что такое футуризм. Прочитайте.

        Футуризм (от лат. Futurum- будущее) возник почти одновременно в Италии и России. Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г., когда вышел первый футуристический сборник «Садок судей» (его авторами были Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский). Вместе с В.Маяковским и А.Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку поэтов «Гилея».

        Футуризм претендовал на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.

        Основные идеи футуристов:

  • отрицание культурного наследия;
  • отрицание исторического опыта;
  • культ техники, индустриальных городов;
  • отрицании гармонии как принципа искусства;
  • словесные деформации, интерес к неологизму, к игровому началу;
  • пафос эпатажа.

 

·         Но что же толкнуло Маяковского к футуристам?

1.     Ему нравился «бунт» футуристов против мещан и обывателей, и Маяковский определил свою задачу как поэта: «Хочу делать социалистическое искусство».

2.     Дореволюционное творчество Маяковского, по его признанию, было периодом «овладения словом, поиска своего стиля, своей формы выражения».

 

        Прочитайте стихотворение «А вы могли бы?» 1913г.

А вы смогли бы?

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

 

Проанализируем стихотворение «А вы могли бы?»

(на основе материала видеоурока)

·         Как построено это стихотворение?

·         Какова их роль в произведении?

 

«Я показал на блюде студня косые скулы океана»

«На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ»

·         Чем необычны эти сопоставления?

·         Где в стихотворении звучит противопоставление поэтической чуткости и эстетической глухоты?

·         Какое слово встречается в тексте три раза?

·         Какое местоимение противопоставляется местоимению «я»?

·         Давайте предположим, какие слова определяют жизненную позицию героя?

·         Какой смысл скрыт в метафоре карта будней?

·         Как взаимодействуют лирический герой и будни?

·         Отметьте в стихотворении метафоры. Какие вещи в них сопоставляются? В чём необычность этих метафор? Чем они поражают?

·         Как достигается масштабность картины, громадность образов?

·         Какие образы вы нашли в этом стихотворении?

·         Обратите внимание на лексику. В чем особенность?

 

        Прочитайте стихотворение «Послушайте!» 1914 г.

Послушайте!

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к Богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит —

чтоб обязательно была звезда! —

клянется —

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Проанализируем стихотворение

(на основе материала видеоурока)

·         Каким предстает перед читателем лирический герой В. Маяковского?

·        Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт?

·    Какова логика этого стихотворения, его, так сказать, «поэтическая астрономия»? Почему на небе появляются звезды? Что они значат для лирического героя?

·         Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.

 

Прочитаем стихотворение «Нате!» 1913 г.

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я — бесценных слов мот и транжир.

 

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

 

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

 

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот.

Проанализируем стихотворение

(на основе материала видеоурока)

·         Почему поэт резок в выражение своих чувств?

·         Использует ли в этом стихотворении поэт метафоры?

 

Вывод (прочитайте).

Ø Основной темой ранних произведений является тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта.

Ø Важнейшие эмоциональные ощущения раннего Маяковского – боль, страдание; они возникают от столкновения поэта с окружающим миром. Несовершенство жизни, несовершенство человека приводит лирического героя Маяковского в отчаяние.

Ø Ранней лирике Маяковского свойственен дух бунтарства и эпатажа.

Ø Новаторство проявляется и в построении произведения, и в создании рифмы, и в использовании средств художественной выразительности и авторских неологизмов…

 

Домашнее задание:

1.     Посмотреть видеоурок, составить сложный план.

2.     Выучить одно из стихотворений. 

3.     Проанализировать только то стихотворение, которое выучили (письм. кратко ответить на вопросы; на основе материала видеоурока).

4.     Записать определения в тетрадь.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

15.02.2023 урок литературы 7-А класс

03 апреля 2023 год урок литературы 7 - А класс

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс