01.03.2023 онлайн-урок русского языка 5-Б класс
Здравствуйте, ребята! Начинаем онлайн-урок русского языка.
Первое марта
Классная работа
Тема. Правописание суффиксов -ова- / -ева-, -ыва- / -ива- в глаголах
1)Прочитайте пословицы, определите и запишите глаголы, указав их суффиксы.
Всякий трус любит о храбрости беседовать.
Кто не умеет выполнять, тот не должен приказывать.
Не та хозяйка, которая разговаривает, а та,
которая щи наваривает.
Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
2) Беседа по вопросам:
- Как вы определили, какую гласную писать в суффиксах
глаголов?
- Во всех ли глаголах выступают одни и те же суффиксы?
- Какое же правило действует в данном случае?
2. Работа по теме урока.
1) Наблюдение за правописанием суффиксов и составление алгоритмов.
-ова- (-ева-), -ыва- (-ева-)
совет... вать, совет...вал; доклад...вать, доклад...вал;
гор...вать, гор...вал; наста...вать, наста...вал;
2) Алгоритм правописания суффиксов
· Ставим глагол в
форме настоящего или будущего времени 1-го
лица ед. ч.
Я что делаю? Что
сделаю?
· Смотрим, на что
оканчивается глагол.
Если на -ую, -юю, то
-ова- (-ева-): командую- командовать;
Если на –ываю, -иваю, то –ыва- (-ива-): настаиваю- настаивать;
3. Грамматическая сказка. Послушайте сказку, которая объяснит, почему пишутся такие суффиксы.
Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова-(-ева-)
и –ыва-(-ива-).Честно трудились: образовывали глаголы. Но вели себя
при этом по-разному.
Суффиксы –ыва-(-ива-) были очень преданными.
Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли своё место другим
суффиксам:
Рассказываю, рассказываешь, рассказывает,
рассказываем
Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности-
просто буквам Ы и И тяжело ходить, так как
они всю жизнь ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
Так или иначе, но суффиксы –ыва-(-ива-) всегда оставались
верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.
А вот суффиксы –ова- (-ева-) таким постоянством
не отличались и уступали своё место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только
в некоторых формах:
Командовать, командую, командуешь,
командует, командуем.
Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё
место, это –ыва-(-ива-), а если стремится убежать, как колобок, то это
суффикс с круглыми буквами –о,-е. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок.
- Какой урок даёт нам эта сказка?
- Сформулируем правило ещё раз.
4. Упражнения
1) Замените глаголы
или словосочетания близкими по смыслу глаголами с рассматриваемыми суффиксами в
следующих предложениях:
Его усиленно угощали-...
На уроки нельзя являться с опозданием-...
Улицу покрыли асфальтом-....
Слова для справок: заасфальтировали, потчевали,
опаздывать.
2) Комментированное письмо. Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его, выделяем суффикс.
-ыва- оправд...вать
– атак...вать;
-ова- воспит...вать
– торжеств...вать;
-ова- запис...вать
– чувств...вать;
-ыва- действ...вать
–образов...вать
3) Фразеологическая пауза. Соедините фразеологизмы и глаголы с
таким же значением. Примените алгоритм и
запишите.
Подливать масла в огонь- усердствовать
Набрать в рот воды - подзадоривать
Из кожи вон лезть - безмолвствовать
4) Коварные суффиксы. Прочитайте слова.
Можно ли для проверки безударных гласных брать глаголы с
суффиксами –ыва-/ -ива- ?
смотреть – рассматривать – смотр
умолчать – умалчивать – молча
расспросить – расспрашивать – расспросит
- Правильно ли здесь подобраны проверочные слова?
- Нет! Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать
глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-).
Правильно подбирайте проверочные слова, определите гласную
в корне.
Домашнее задание.
1) К данным глаголам подберите антонимы с изученной орфограммой и запишите.
Обвинять -...; печалиться - ...; молчать -… .
2) Спишите предложения. Вставьте в глаголы суффиксы –ова-/-ева-, -ыва-/-ива- и обозначьте их.
Надо рад…ться каждому успеху. Учитесь грамотно спис…ть текст. На уроке нельзя разговар…ть. Ноч…ла тучка золотая на груди утёса-великана...
Комментарии
Отправить комментарий