01.03.2023 онлайн-урок русского языка 5-Б класс

 Здравствуйте, ребята! Начинаем онлайн-урок русского языка.

Первое марта

Классная работа

Тема.     Правописание суффиксов -ова- / -ева-, -ыва- / -ива- в глаголах

1. Повторение
    1)Прочитайте пословицы, определите и запишите глаголы, указав их суффиксы.

 

Всякий трус любит о храбрости беседовать.

Кто не умеет выполнять, тот не должен приказывать.

Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

 

2) Беседа по вопросам:

- Как вы определили, какую гласную писать в суффиксах глаголов?

- Во всех ли глаголах выступают одни и те же суффиксы?

- Какое же правило действует в данном случае?

 

2. Работа по теме урока.

1)  Наблюдение за правописанием суффиксов и составление алгоритмов.


-ова- (-ева-), -ыва- (-ева-)

совет... вать, совет...вал; доклад...вать, доклад...вал;

гор...вать, гор...вал; наста...вать, наста...вал;

 

2)  Алгоритм правописания суффиксов

 

· Ставим глагол в форме настоящего или будущего времени 1-го лица ед. ч.

 

Я что делаю? Что сделаю?

 

· Смотрим, на что оканчивается глагол.

 

Если на -ую, -юю,     то -ова- (-ева-):                   командую- командовать;

Если на –ываю, -иваю, то –ыва- (-ива-):            настаиваю- настаивать;

 

3. Грамматическая сказка. Послушайте сказку, которая объяснит, почему пишутся такие суффиксы.

 

Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-).Честно трудились: образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы –ыва-(-ива-) были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли своё место другим суффиксам:

 

Рассказываю, рассказываешь, рассказывает, рассказываем

 

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности- просто буквам Ы и И тяжело ходить, так как они всю жизнь ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы –ыва-(-ива-) всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы –ова- (-ева-) таким постоянством не отличались и уступали своё место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:

 

Командовать, командую, командуешь, командует, командуем.

 

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё место, это –ыва-(-ива-), а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с круглыми буквами –о,-е. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

 

- Какой урок даёт нам эта сказка?

- Сформулируем правило ещё раз.

 

4. Упражнения

 

1)  Замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу глаголами с рассматриваемыми суффиксами в следующих предложениях:

 

Его усиленно угощали-...

На уроки нельзя являться с опозданием-...

Улицу покрыли асфальтом-....

 

Слова для справок:  заасфальтировали, потчевали, опаздывать.

 

2)  Комментированное письмо. Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его, выделяем суффикс.


-ыва-               оправд...вать – атак...вать;

-ова-               воспит...вать – торжеств...вать;

-ова-               запис...вать – чувств...вать;

-ыва-               действ...вать –образов...вать

 

3) Фразеологическая пауза. Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением.  Примените алгоритм и запишите.

 

Подливать масла в огонь-             усердствовать

Набрать в рот воды -                     подзадоривать

Из кожи вон лезть -                       безмолвствовать

 

4) Коварные суффиксы. Прочитайте слова.

Можно ли для проверки безударных гласных брать глаголы с суффиксами –ыва-/ -ива- ?

 

смотреть – рассматривать – смотр

умолчать – умалчивать – молча

расспросить – расспрашивать – расспросит

 

- Правильно ли здесь подобраны проверочные слова?

- Нет! Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-). 

Правильно подбирайте проверочные слова, определите гласную в корне.

 

Домашнее задание.

1)      К данным глаголам подберите антонимы с изученной орфограммой и запишите.

    Обвинять -...; печалиться - ...; молчать -… .

 

2)      Спишите предложения. Вставьте в глаголы суффиксы –ова-/-ева-, -ыва-/-ива- и обозначьте их.

            Надо рад…ться каждому успеху. Учитесь грамотно спис…ть текст. На уроке нельзя разговар…ть. Ноч…ла тучка золотая на груди утёса-великана...

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

15.02.2023 урок литературы 7-А класс

03 апреля 2023 год урок литературы 7 - А класс

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс