10.03.2023 урок литературы 11-Б класс
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.
Десятое марта
Классная работа
Тема. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа "Мастер и Маргарита"
1. Проверка домашнего задания. Работа с тестом на тему "Жизнь и творчество М.А. Булгакова" (тест напишите на двойных листочках).
Тест "Жизнь и творчество М.А. Булгакова"
1. Кем был М.А. Булгаков по образованию?
2. Как называется цикл рассказов, в котором наиболее полно отразились профессиональные впечатления и наблюдения Булгакова?
3. Каковы главные проблемы повести Булгакова "Собачье сердце"?
4. Какова основная идея повести Булгакова "Собачье сердце"?
5. Чему посвящена пьеса Булгакова "Бег"?
6. Как называется пьеса Булгакова, основой для которой стал роман "Белая гвардия"?
7. Как называется совмещающая историю и современность комедийная пьеса Булгакова, которая была исключена из репертуара МХАТа после генеральной репетиции?
8. Выберите три утверждения, соответствующие содержанию и художественным особенностям романа Булгакова "Мастер и Маргарита".
1) Композиция романа кольцевая.
2) Стиль глав, посвященных Понтию Пилату и Иешуа, не реалистичен.
3) Главная мысль романа - о противостоянии и соотношении добра и зла.
4) Образ Маргариты занимает особое, уникальное положение в романе.
5) Прощение Понтию Пилату дает Мастер.
9. Установите соответствие между героями романа "Мастер и Маргарита" и их репликами.
Реплика |
Герой |
А) «Он не заслужил света, он заслужил покой» Б) «О, как я угадал! О, как я все угадал!» В) «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус» |
1) Мастер 2) Бегемот 3) Воланд 4) Левий Матвей |
2. - Сегодня речь пойдёт о любви, о Мастере и о той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером. Её имя Маргарита. Глава 19, названная её именем, начинается словами:
«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
-Чтобы убедиться, что любовь Мастера и Маргариты - явление исключительное, перечислите любовные пары, известные по произведениям русской классики. (Евгений Онегин и Татьяна Ларина, Ленский и Ольга, Болконский и Ростова, Раскольников и Соня Мармеладова).
-А теперь прочитайте
сообщение «О названии романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»» и составьте
краткий конспект, выписывая опорные или ключевые слова и тезисы.
-Заглавие «Мастер и Маргарита»
напоминает нам о знаменитых в мировой литературе «Ромео и Джульетте», «Тристане
и Изольде», «Дафнисе и Хлое», название создано по той же модели и активизирует
схему «Он и она». Такое традиционное название сразу же «предупреждает» читателя, что в центре будут
находиться герои-любовники, что линия любовная в этом произведении –
центральная. Причём память названия и текстов-предшественников нам показывает,
что, очевидно, это повествование будет носить трагический характер, как то уже
и было в истории мировой литературы.
Вспомним, например, печальные строки средневекового романа «Тристан и
Изольда»:
«Не желаете ли, добрые люди, послушать
прекрасную повесть о любви и смерти?»
Или же финальные строки «Ромео и Джульетты»:
«Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте».
Видимо,
поэтичной, романтичной и вместе с тем трагичной должна быть и история, которая
последует за названием романа. Надо думать, это будет история о новых Ромео и
Джульетте в новом - 20 веке. Название романа, таким образом, уже сразу заявляет
тему любви – одну из главных для булгаковского романа.
Причём тема любви, и об этом предупреждает название, здесь связана с
другой темой – темой творчества. У Булгакова первая часть модели «Он и она» -
Мастер («Он») вбирает в себя тот круг представлений, который существует в нашем
бессознательном читательском восприятии и связан с героем – любовником (Ромео),
и вместе с тем шире по содержанию.
Всё дело в необычности «имени». Мастер (в тексте это слово пишется с
маленькой буквы) – это «безымянное имя», имя – обобщение, означающее «творец, в
высочайшей степени профессионал своего дела». Мастер – самое первое слово, им
открывается произведение в целом, и открывается оно темой творчества. Однако
очень важно следующее: имя выражает сущность личности, а у мастера имени нет, и
это означает расстройство, в последующем – трагедию личности, что и
подтверждает текст романа.
Отсутствие имени, «неопределённость» имени у главного героя придают неопределённость, нечёткость и последовательность самому герою и его любовному чувству к Маргарите. В самом деле, Маргарита – это характер цельный, самодостаточный и завершённый, лидирующий в любовном тандеме(что уже стало традицией в русской классической литературе – в произведениях Пушкина, Гончарова); сфера Маргариты – это сфера, точнее стихия, любви, всё в себя вбирающая и всё себе подчиняющая. «Неоформленность же возлюбленного Маргариты на уровне имени отражает его «неоформленность» на уровне характера и его несоответствие традиционной для мировой литературы роли героя-любовника, образцовой моделью которого служит образ шекспировского Ромео. Всё это выразилось в колебаниях, пессимистических настроениях Мастера, в его отречении от любви (и от романа тоже).
- Какие выводы из сообщения
вы сделали?
(Название романа создано по модели «он и она», что линия любовная в романе – центральная, которая связана с темой творчества. Образ Мастера отличается от традиционного образа героя-любовника в мировой литературе своей «неоформленностью» на уровне характера, а образ Маргариты – завершённый, лидирующий.).
- Действительно, название романа удивительно благозвучно и гармонично.
- Обратимся к роману. Зачитайте строки. И узнайте героев романа М. Булгакова.
Кто это?
1) «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет 38-ми». (Мастер).
2) «Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и чёрными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу…бесследно пропала. Кожа щёк налилась розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась».(Маргарита).
- Что выделяет автор в 1 и 2
описаниях?
(В 1-ом описании автор выделяет встревоженные глаза, бритый, ухоженный, но одновременно свешивающийся клок волос. Во втором описании – зелёные глаза как у ведьмы, завивка волос развилась, исчезла морщинка – как будто помолодела).
- Обратимся к образу
Маргариты. Вспомните, как Маргарита вошла в жизнь Мастера? Обратимся к тексту (глава
13).
Найдите и зачитайте эпизод встречи героев от указанных слов: «Она шла по Тверской и несла в руках отвратительные тревожные жёлтые цветы…» до слов: «Я розы люблю…» Так поражает молния, финский нож?
- В чём особенность
завязавшегося разговора? Чем необычна вспыхнувшая любовь?
(Разговор самый обыкновенный, нет в нём ничего необычного, но мастер неожиданно понял, что «всю жизнь любил эту женщину». Необычна любовь героев, любовь с первого взгляда. Она поражает героев не как прекрасное видение «в тревоге мирской суеты», а как молния…).
- Кто же такая эта Маргарита?
- Что мы узнаём из её
предыстории?
(Маргарита Николаевна красива, умна. Ей 30 лет. Замужем, но бездетна. Муж – крупный специалист, молод, красив, честен. У неё прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить всё, что ей нравится. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми.).
- Что же нужно было этой женщине? Попытайтесь ответить на
этот вопрос.
( Николаевна испытывала потребность любить. Мастера поразил при встрече её взгляд – «необыкновенное, никем не виданное одиночество»).
- А муж? Ведь у неё был
молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал её?
(По-видимому, Маргарита Николаевна не испытывала к мужу ответного чувства, хотя всё время помнила, что он у неё есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу. Именно муж явился причиной того, что она не осталась с Мастером в ту роковую ночь, когда он бесследно исчез. «Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью». В этих словах и уважение, и благодарность за комфорт, которым он окружил её.).
- Все ли чувства могут
привести к любви?
(Все чувства могут привести к любви, страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, страх и даже презрение. Да все чувства… исключая одного: благодарности. Благодарность – долг, всякий человек платит свои долги, но любовь – не деньги. По-видимому, так же сложилась судьба Маргариты Николаевны. Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастная и одинокая.).
- Булгаков рассказывает о Маргарите так, словно знает о ней всё и любит, как Пушкин свою Татьяну. И действительно, прототипом Маргариты Николаевны послужила Елена Сергеевна Шиловская, которая прежде чем стать супругой Булгакова была женой крупного военачальника. Чтобы так описать любовь, Булгакову суждено было всё это пережить самому.
- Как изменилась жизнь
Маргариты, когда в неё вошёл Мастер?
(Она приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку, что никогда не делала раньше, и готовила завтрак.
Она без конца перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора и по сути являлась соавтором создаваемого романа. Одиночество кончилось.
Она стала подругой Мастера.).
- Докажите, что Маргарита
стала верной, надёжной подругой?
(Маргарита стала надёжной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни. Она тоже «похудела, побледнела, перестала смеяться». Но всеми действиями показывала решимость и готовность к борьбе. В трудную для Мастера минуту, она решила уйти от мужа. Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей…).
- А теперь рассмотрим
Маргариту в роли ведьмы. Обратимся к главе 21, это эпизод «Погром в квартире
Латунского». Кратко вспомним содержание этого эпизода.
(Превратившись в ведьму, Маргарита летела по переулкам. Она летела примерно на уровне 2-го этажа. Увидев «Дом Драмлита», Маргарита влетела туда и начала читать фамилии жильцов. Среди них она увидела фамилию Латунского. Залетев в его квартиру с улицы, героиня взяла молоток и устроила настоящий погром. Маргарита первым делом ударила по клавишам рояля, клавиши провалились, костяные накладки летели во все стороны. Включив воду в ванной и на кухне, она устроила потоп в квартире. Вёдрами носила из кухни воду в кабинет критика и выливала её в ящики письменного стола, разломала двери шкафа, утопила в ванне костюм критика. Содержимое чернильницы вылила в кровать. Но результаты ей казались мизерными – она стала делать что попало. Она била вазоны с фикусами, ножом резала простыни, била застеклённые фотографии, усталости она не чувствовала. Улетая, она бросила молоток в окно. Но на этом она не остановилась: она разбила окна в квартирах многих литераторов. Остановил её спящий маленький мальчик, который испугался бьющихся стекол и стал звать маму. Маргарита успокоила его).
- Найдите в тексте, какие
внешние художественные детали отражают психологическое состояние героини?
(Неистовая ведьмовская ненависть проявилась в героине: «испустила хищный задушевный вопль, жадно начала читать фамилии, завизжала, стремительно летела, понеслась вниз, руки тряслись от нетерпения, исступлённо кричал, тяжело дыша, бухнулась в кресло, разрушение доставляло ей жгучее наслаждение». Ненависть исчезает, уступив место разуму и милосердию, лишь при виде испуганного ребёнка).
- Итак, ради чего Маргарита
стала ведьмой?
(Настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером).
- Королевой она была для возлюбленного, и королевой утверждает её Воланд на своём балу, увидев в ней породу.
- Прочитайте эпизод
«Маргарита на бале у Сатаны». (Глава 23).
- Как вела себя Маргарита на
бале у Сатаны?
- Вспомните, какие
напутственные слова сказали ей Воланд и его свита?
(Воланд заранее поблагодарил Маргариту. «Не теряйтесь и ничего не бойтесь. Ничего не пейте, кроме воды, а то разомлеете, и вам будет трудно». Коровьев: «Никому из гостей никакого преимущества. Нужно полюбить, не пропустить никого. Хоть улыбочку, хоть поворот головы. Только не невнимание. От этого они захиреют»).
- Как она относится к приглашённым
на бал?
(Действительно, вначале она держалась по-королевски, проявляла ко всем внимание, интерес. Но когда по лестнице снизу вверх подымался поток, она перестала видеть то, что делается в швейцарской. Она механически поднимала и опускала руку и, однообразно скалясь, улыбалась гостям).
- Почему из всех грешников
запомнилась именно Фрида?
(Маргарите запомнилась молодая красивая женщина с беспокойными глазами. Когда-то она, соблазнённая хозяином кафе, где служила, родила и задушила ребёнка платком. И с тех пор вот уже 300 лет, просыпаясь, она видит тот носовой платок с синей каёмочкой… Маргарита, нарушая правила, подаёт ей надежду…).
- Какое вознаграждение просит
Маргарита по окончании бала?
(Все были тронуты милосердием Маргариты, когда она просила Воланда, чтобы Фриде перестали подавать тот платок. Этой просьбы от неё никто не ожидал).
- Как отнёсся к этой просьбе
Воланд?
(Воланд думал, что она будет просить о Мастере, но для этой женщины есть нечто, что выше любви. И это – милосердие. И поэтому он выполняет её вторую просьбу).
- Справилась ли Маргарита с
ролью? Чем она доказала право на этот титул?
(Воланд не ошибся в выборе
королевы. Она доказала право на этот титул красотой, изысканной любезностью,
выдержкой, гордостью, милостью к падшим).
- В этой сцене реализуется
одна из главных мыслей романа: страдания очищают человека, и всякий, в ком
проснулось раскаяние, заслуживает прощения!
- И когда, наконец, князь
тьмы готов выполнить её сокровенное желание, она не просит, а приказывает как
королева:
«Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию минуту вернули моего любовника!»
- Как вы считаете, есть ли в
любви сильный и слабый?
- Так кто же сильнее в любви
из 2-х возлюбленных?
(Маргарита сильнее. Сначала героиня решительно отказывается от жизни с нелюбимым человеком, она не предаёт свою любовь, не отказывается от неё, она борется за неё всеми силами. В трудные минуты жизни для Мастера она становится верной, надёжной подругой, чтобы вернуть своего возлюбленного, продаёт душу Дьяволу и даже становится королевой на его балу. А перенесенные страдания всё-таки сломили Мастера ,заставив отказаться от творчества и сжечь рукописи, так же он отрекается и от любви).
- Итак, кто же такая
возлюбленная по Булгакову?
(Возлюбленная по Булгакову – это подруга, ведьма, королева).
- Почему же Маргарита,
продавшая душу дьяволу, не наказана тьмой, а обретает, как и Мастер, покой?
(Любовь является таким же высшим проявлением духа, как и творчество, а значит, так же бессмертна).
- Безусловно, в русской
литературе и до Булгакова существовали страницы самоотверженной верной любви.
Но булгаковская пара познала всё: леденящий душу страх и психиатрическую
больницу, восторг полёта, шабаш ведьм, бал великих грешников.
Согласитесь,
таких героев ещё не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает
мысли о реальности и силе любви.
Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, мой читатель! И я покажу тебе…любовь!»
- Так что же есть любовь по Булгакову? (Запишите ответ в тетрадях):
- Давайте, ребята, посмотрим
концепцию любви по Булгакову:
- дружба
- сотрудничество
- сопереживание
- верность
- самоотверженность
- борьба
- самопожертвование
- счастье
- Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном Доме, где красота и покой, мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьёт любовь!
Словарная работа.
Концепция – система взглядов
на что-нибудь, основная мысль.
Домашнее задание. Подготовьтесь к контрольному сочинению по роману м.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Комментарии
Отправить комментарий