17.03.2023 урок русского языка 5-Б класс

 Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

Семнадцатое марта

Классная работа

Тема.         Средства связи предложений и частей текста. Практикум

1. Сегодня на уроке мы будем говорить о тексте и способах связи предложений в нём.

Прочитайте предложения. Докажите, что это текст.

    Самое красивое место на земле – это родной край. Сколько интересного здесь происходило, сколько приятных воспоминаний связано с этим местом! Здесь милый дом, в котором мама ждала из школы. Возвращаешься домой, а на столе ароматные блинчики с молоком. Разве может быть что-то вкуснее! 

 Повторим некоторые термины.

- Что такое текст?

- Какие бывают тексты? 

Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение).

- Назовите стили речи. Сколько их? (научный, публицистический, официально-деловой, художественный, разговорный).

- Что такое тема и основная мысль текста?  (тема - то, о  чём говорится в тексте; основная мысль - что хотел сказать автор).

2. Сегодня мы познакомимся со способами связи предложений в тексте. Запишите в тетради.

    В русском языке есть такие виды связи: цепной вид и параллельный.

1) Цепной вид связи.

Рассмотрим текст.

    Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам.
    Сосны все время  тихонько шумели.

 - Установите связь между первым и вторым предложениями. При помощи каких слов они связываются?

( Повторением слов леса, в лесах).

- Как связаны второе и третье предложения?

(  Повтором слова сосны).

- Какой частью речи выражены сцепляющие слова?

( Они выражены именами существительными).

- Сцепляются ли предложения друг с другом?

( Да, первое со вторым, втрое с третьим).

- Это цепная связь предложений в тексте.  В качестве сцепляющих слов могут выступать не только существительные, но и местоимения, наречия, синонимы.

ЗАДАНИЕ: Замените сцепляющее слово из второго предложения другой частью речи. (в лесах - в них. Существительное заменили местоимением).

      Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В них попадались большие луговины…

- Сколько предложений в тексте? ( В тексте три предложения)

Вывод:  В этом тексте предложения связаны по смыслу и грамматически последовательно, как бы по цепочке: второе с первым, третье - со вторым и т.д. Связь последовательная, по цепочке.  Такую связь называют цепной.От слова «цепь»

2)  Параллельный  вид связи.

Продолжим работу. Обратимся к следующему тексту.

               Весна в лесу.

1)      Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. 2) Звонко поют птицы. 3) Звенят под деревьями весенние ручейки. 4) Смолой пахнут набухшие почки.

- В каком предложении заключена основная мысль текста?

  ( основная мысль заключена в первом предложении).

- Сцепляются ли между собой предложения? Есть ли сцепляющие слова? (нет)

- А когда звонко поют птицы?..звенят ручейки?.. пахнут набухшие почки? (весной)

- Значит, предложения между собой не сцепляются, но второе , третье и четвертое раскрывают, поясняют первое, они расположены параллельно, не сцепляясь, не пересекаясь. 
Это параллельная связь предложений в тексте.

- Укажите ключевые слова предложений. (весна, птицы, ручейки, почки).   

Вывод: Предложения могут быть связаны без специальных слов, по смыслу.  При этом все предложения, начиная со второго, связаны по смыслу с первым.     Т. е. 2, 3, 4  предложения развертывают, конкретизируют, поясняют смысл первого. 
Такая связь предложений называется параллельной.

3. Упражнения (устно).

Прочитайте тексты, определите вид связи

1) У каждого времени года - своя музыка, свои оттенки. Из года в год зима сменяется весной, и вся природа словно оживает, пробуждается от зимнего сна, рождается заново. Пение птиц, журчание ручья, веселый звон капели - все говорит о пробуждении природы. И даже первый весенний гром резвится и играет, а птицы и деревья весело вторят ему. (Цепная связь)

2) Июльский сумеречно-тёплый лес неторопливо готовился отойти ко сну. Смолкали непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой ёлки. Затвердевала смола, и её запах мешался с запахом сухой, ещё не опустившейся наземь росы
(Параллельная связь)

4. Составьте текст "Весна в лесу" (5 предложений) применив цепную связь. (письменно)

Домашняя задание. Отредактируйте и запишите текст. Укажите вид связи предложений и определите спряжение глаголов.

Красив и печален русская леса в ранние осенних день. Медленно кружатся в воздух, падать и падать с берёзой лёгкого, невесомые желтые лист. От дерева к деревом протянулись тонкая серебристые нитью легкой паутине. Ещё цветёт поздние осенних цветок.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

15.02.2023 урок литературы 7-А класс

03 апреля 2023 год урок литературы 7 - А класс

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс