17.03.2023 урок русского языка 5-Б класс
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.
Семнадцатое марта
Классная работа
Тема. Средства связи предложений и частей текста. Практикум
1. Сегодня на уроке мы будем говорить о тексте и способах связи предложений в нём.
Прочитайте предложения. Докажите, что это текст.
Самое красивое место на земле – это родной край. Сколько интересного здесь
происходило, сколько приятных воспоминаний связано с этим местом! Здесь милый
дом, в котором мама ждала из школы. Возвращаешься домой, а на столе ароматные
блинчики с молоком. Разве может быть что-то вкуснее!
Повторим некоторые термины.
- Что такое текст?
- Какие бывают тексты?
- Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение).
- Назовите стили речи. Сколько их? (научный, публицистический, официально-деловой, художественный, разговорный).
- Что такое тема и основная мысль текста? (тема - то, о чём говорится в тексте; основная мысль - что хотел сказать автор).
2. Сегодня мы познакомимся со способами связи предложений в тексте. Запишите в тетради.
В русском языке есть такие виды связи: цепной вид и параллельный.
1) Цепной вид связи.
Рассмотрим
текст.
-
Установите связь между первым и вторым предложениями. При помощи каких слов они
связываются?
( Повторением слов леса, в лесах).
- Как
связаны второе и третье предложения?
( Повтором слова сосны).
- Какой
частью речи выражены сцепляющие слова?
( Они выражены именами
существительными).
- Сцепляются
ли предложения друг с другом?
( Да, первое со вторым, втрое с
третьим).
- Это цепная связь предложений в тексте.
В качестве сцепляющих слов могут выступать не только существительные, но
и местоимения, наречия, синонимы.
ЗАДАНИЕ:
Замените сцепляющее слово из второго предложения другой частью речи. (в лесах - в них. Существительное заменили местоимением).
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса,
могучие, нетронутые. В них попадались большие луговины…
- Сколько предложений в тексте? ( В тексте три предложения)
Вывод: В этом тексте предложения связаны по смыслу и грамматически последовательно,
как бы по цепочке: второе с первым, третье - со вторым и т.д. Связь последовательная, по цепочке. Такую связь называют цепной.От слова «цепь»
2) Параллельный вид связи.
Продолжим
работу. Обратимся к следующему тексту.
Весна в лесу.
1) Радостна, шумна и пахуча весна в
лесу. 2) Звонко поют птицы. 3) Звенят под деревьями весенние ручейки. 4) Смолой
пахнут набухшие почки.
- В каком
предложении заключена основная мысль текста?
( основная мысль заключена
в первом предложении).
- Сцепляются
ли между собой предложения? Есть ли сцепляющие слова? (нет)
- А когда
звонко поют птицы?..звенят ручейки?.. пахнут набухшие почки? (весной)
Это параллельная связь предложений в тексте.
- Укажите ключевые слова предложений. (весна, птицы, ручейки, почки).
Такая связь предложений называется параллельной.
3. Упражнения (устно).
Прочитайте тексты, определите вид связи
1) У каждого времени года - своя музыка, свои
оттенки. Из года в год зима сменяется весной, и вся природа словно оживает,
пробуждается от зимнего сна, рождается заново. Пение птиц, журчание ручья,
веселый звон капели - все говорит о пробуждении
природы. И даже первый весенний гром резвится и играет, а птицы и деревья
весело вторят ему. (Цепная связь)
2) Июльский сумеречно-тёплый лес неторопливо готовился отойти ко сну. Смолкали
непоседливые лесные птицы, замирали набухающие темнотой ёлки. Затвердевала
смола, и её запах мешался с запахом сухой, ещё не опустившейся наземь росы (Параллельная связь)
4. Составьте текст "Весна в лесу" (5 предложений) применив цепную связь. (письменно)
Домашняя задание. Отредактируйте и запишите текст. Укажите вид связи предложений и определите спряжение глаголов.
Красив и печален русская леса в ранние осенних день. Медленно кружатся в воздух, падать и падать с берёзой лёгкого, невесомые желтые лист. От дерева к деревом протянулись тонкая серебристые нитью легкой паутине. Ещё цветёт поздние осенних цветок.
Комментарии
Отправить комментарий