29.03.2023 урок литературы 11-Б класс

 

       Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем анализировать повесть А.Платонова «Котлован».

Двадцать девятое марта

Классная работа

Пространство и время в повести А. Платонова «Котлован»

       Прочитайте материал.

       Хронологические рамки повествования довольно четко определены. Характерные черты времени, о которых шла речь на прошлом уроке, вполне определенно относят читателя к событиям 1929-30 гг. Само же движение времени неоднородно. Время то расширяется, то сжимается. Почти полгода в действии повести сливается в один монотонно тянущийся день, лишенный каких-либо событий.

       Зато множество событий — организация колхоза, раскулачивание, высылка кулаков, празднование победы — занимает всего один день.

      Рассмотрим подробнее, как изображается Платоновым время и пространство в повести «Котлован». Время прошлое неопределенно, расплывчато. О нем лучше молчать (образ матери Насти).

       Есть в повести и время будущее, время мечты. Прушевский думает: «Через десять или двадцать лет другой инженер построит в середине мира башню, куда войдут на вечное, счастливое поселение трудящиеся всей земли». Вспомним Маяковского: «Через четыре года здесь будет город-сад».

       Время может принимать форму метафоры: «Дети — это время, созревающее в свежем теле».

       В финале повести Чиклин пятнадцать часов роет могилу для Насти в «вечном камне». «Вечное» поселение в «вечном камне» оказывается далеко не счастливым. Дом становится ненужным, потому что в нем после смерти Насти, «будущего счастливого человека», некому жить.

       Время может соединяться с пространством, подменять его. Вощев идет по дороге: «Его пеший путь лежит среди лета». Старик, чинивший лапти, собирается «отправиться в них обратно в старину».

       Пространство романа определено прежде всего в названии. Это котлован, пространство будущей «счастливой жизни», на самом деле — пространство захоронения этой будущей жизни.

       Пространство страны представлено картой СССР, которую разглядывает Настя. Линии на карте определяются ею как «загородки от буржуев». Ни город, ни деревня, в которых действие разворачивается одновременно, названий не имеют. Почему? (Обобщающий смысл).

       Платонов порой обращает взгляд на небо. Иногда этот взгляд соединяет вечное и преходящее, бесконечное и конечное: «Вощев, опершись о гробы спиной, глядел с телеги вверх — на звездное собрание и в мертвую массовую муть Млечного Пути. Он ожидал, когда же там будет вынесена резолюция о прекращении вечности времени, об искуплении томительности жизни».

       Пространство и время съеживаются в пустых гробах. В одном из них Чиклин устраивает Насте «постель на будущее время», в другом должны храниться ее игрушки и «всякое детское хозяйство»: «пусть она тоже имеет красный уголок». Этот страшный символ как нельзя ярче характеризует бесплодность попыток строителей новой жизни.

       Котлован становится огромной могилой. Вначале он захватывает овраг, потом партийная администрация требует его расширения в четыре раза, затем Пашкин, «дабы угодить наверняка и забежать вперед главной линии», приказывает увеличить котлован уже в шесть раз.

 

·      Почему герои Платонова так самозабвенно верят в социализм?

 

       Специфика народного сознания — мифологизированность — фантастическое объяснение мира и человека, подмена реально существующих связей иллюзорными, принимаемыми на веру. Это объясняется непросвещенностью, языческими традициями, тяжелейшими условиями жизни (отсюда — вера в доброго царя и в коллективный разум общины). Поэтому язык повести метафоричен, нарочито косноязычен, афористичен («Дети — это время, созревающее в свежем теле», «Коммунизм — это детское дело», «Лучше бы я комаром родился — у него судьба быстротечна»).

 

       Рассмотрим метафоры, символы, ключевые слова. Объясните значение.

       Метафоры, образы-символы:


Котлован

Дом-мечта

Образ Ленина

Колхоз имени Генеральной Линии

Гробы

Медведь

Плот

Ребенок

Образ смерти

Образ правдоискателя


 

       Ключевые слова и фразы:


Масса

План

Темп

Энтузиазм

Будущее

Терпение

Истина

Одиночество

Душа

Смысл жизни

Я — ничто


 

       Подготовьтесь к обсуждению.

·      Что является предметом изображения в повести?

·      Кто является выразителем мыслей автора?

·      Как вы понимаете позицию автора, его отношение к изображаемому?

·      Как развивается в повести чувство тревоги за будущее, за саму жизнь?

·      Какой же вывод делает Платонов?

 

Домашнее задание:

1.    Прочитайте материал урока.

2.    Подготовьте ответы на вопросы.

3.    Прочитайте материал на стр. 16-30 учебника.

4.    Подготовьте развернутый ответ на один из вопросов (письменно):

- что отрицает и что утверждает А. Платонов в повести?

- драматизм приобщения героев А.Платонова к новой жизни (повесть «Котлован)?

- образы детей в повести А.Платонова.

Фото выполненных работ прислать на мой телеграмм.

Ребята, это работы , за которые будут выставлены оценки в журнал :

Русский язык : 31.01 - Списать 9 предложений. надписать тропы, стилист. фигуры;

 06.02 - презентация упр. 255, 

 13.02 -упр. 119;  21.01  - сочинение -рецензия ( на листиках ),  

27.02 ( кл.работа), 28 .02 ( дом. упр. ) ; 

 07.03 !!!- проверочная  работа ;

14. 03 упр. задания по алгоритму; 

20.03 !!! списать, выполнить задания ( переслать ).


  Литература :  Наизусть стих. Мандельштама и Пастернака ( 2).

        !!!  17.02 сочинение по р. " Тихий Дон ".

         22.02 конспект по видеоуроку " История р. " Мастер и Маргарита"

        !!! 21.02 сочинение - рецензия ( на листочках )

         01.03 написать историю жизни Мастера ( юноши ) или Маргариты (девушк)

         !!!  02.03 ответы на вопросы ( письменно) ( на листочках ) по Шолохову

      !!!   10.03 тесты - ответы на вопросы по Булгакову ( прислать )

       !!!  15.03 сочинение по творчеству М.А.Булгакова  ( на листочках ).

         16.03 Сообщение о жизни и творчестве А.П.Платонова.


Эти работы переслать мне в Telegram  !!!

 Ребята !        Кто присылал на почту   -  я проверила и поставила вам оценки. Не надо вам присылать мне ничего.

Остальнве  -  милости прошу работать.    

         

    

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

23.01.2023 г. урок литературы 7-А класс

16.09.2022 г. урок русского языка 7-А класс

15.02.2023 урок литературы 7-А класс